Вверх




Новости:

В помощь - ближайшие открытые программы в SRC.

27.02.2024

Присоединяйтесь к бесплатному вебинару практика в лидогенерации и комплексном интернет-маркетинге.

09.02.2024

Автор делового бестселлера снова в Москве в Бизнес-школе SRC.

11.01.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Должен ли начальник отдела продаж сам продавать?


Борис Жалило

Среди задач руководителя отдела сбыта (ниже они подробно описаны) нет и не было роли «продавец». На всякий случай скажу, что руководитель функции продаж не должен продавать. У руководителя не должно быть плана продаж. Руководитель не должен продавать, руководитель должен… руководить. План продаж, за который отвечает руководитель – это план его подчиненных. И руководитель должен приложить все усилия для того, чтобы подчиненные выполнили этот план, и ему не пришлось «подставлять свое плечо», дотягивать выполнение плана своими продажами.

Если руководитель будет иметь свой план продаж, он будет стараться делать 2 дела сразу: руководить и продавать. Человек, делающий два дела одновременно, рискует стать похожим на морскую свинку. Она, как известно, не имеет отношения ни к свиньям, ни к морю… То есть:

- Почему не выполнил план продаж?
- Не успел. Много было административной работы по управлению!
- А почему не справился с управлением – подчиненные план не выполнили?
- Так некогда было ими заниматься, продавать надо было!

Кстати, если руководитель все-таки продает, он часто скатывается именно к знакомому для себя делу – к продажам, не уделяя достаточно внимания, времени, сил управлению подчиненными. В итоге, функция продаж в компании рискует оказаться «без головы»…

На всякий случай отмечу, конечно, что если у руководителя отдела сбыта 2-3 подчиненных, а не 5-10 или десятки-сотни, то он вполне может/должен продавать. В таком случае он просто не занят на 100% своего времени руководством этими сотрудниками.

Есть только 3 причины, по которым руководитель отдела сбыта периодически занимается продажами:

  1. Нужно все-таки дотянуть план, который не выполнили подчиненные; (это ни в коем случае не должно стать нормой. И это – признак того, что он не справляется со своими обязанностями руководителя);

  2. Нужно научить подчиненного (руководитель демонстрирует пример того, как что-то нужно делать в продажах) или доказать/продемонстрировать подчиненному достижимость поставленных задач и нормативов;

  3. Нужно в чем-то разобраться самому, нужно держать себя в форме, владеть информацией о продажах «из первых рук»;

Продажи VIP-клиентам не входят в этот перечень. По одной простой причине: этими продажами также должны заниматься подчиненные. VIP-Клиенту не важно с кем работать. Ему важно, чтобы у этого человека был соответствующий статус (так обеспечьте подчиненному статус в глазах клиента), полномочия (так делегируйте полномочия, хотя бы частично, или создайте для клиента видимость полномочий у этого человека), профессионализм (так обучите своего подчиненного). Как, у Вас нет подчиненного, который бы справился с такими продажами? Так если Вы такого не найдете и не начнете учить, его и не будет…

Некогда? В смысле некогда заниматься работой руководителя, потому что продавать надо? Так об этом уже написано выше!

А теперь подробнее о том, чем же все-таки НУЖНО заниматься руководителю отдела продаж.

Задача любого руководителя, в том числе и отдела продаж, заключается в том, чтобы четко поставить перед подчиненными цели, задачи, и ежедневно, еженедельно, ежемесячно убеждаться в том, что подчиненные идут в направлении именно этих целей, и этих задач, а не отклоняются, делая что-то другое. С учетом того, что «делать» всегда означают затраты, а ценность принесет только результат (достижение цели). Как лидер, начальник отдела сбыта четко указывает всем, кто задействован в продажах (сбыте), какие результаты от них требуются, и что конкретно они должны делать для достижения этих результатов. Важно также помочь исполнителям понять, за счет каких конкретных шагов будут достигнуты эти цели, помочь подробно спланировать эти шаги. А еще – показать, как должны выполняться эти шаги, продемонстрировать подходы, принципы, показать, какое поведение в продажах приемлемо, а какое – нет, какое поведение ценно, а какое – вредит продажам, что в работе является правдой, а что – заблуждениями или ложью. Не менее важная задача – направить на нужные целевые группы клиентов, помочь расставить приоритеты в ассортименте, выбрать правильные подходы, помочь увидеть подчиненным намного больше (во времени, пространстве, направлениях), чем они видят сейчас.

Мы все понимаем, что выйти в нужном направлении не означает прийти в нужном направлении или к правильному пункту назначения. На подчиненных влияет масса факторов (причем как снаружи, так и изнутри), которые отвлекают от заданных направлений, изменяют направления, что означает необходимость периодически отслеживать и устранять эти отклонения. Особенно с учетом того, что для очень многих подчиненных свойственно делать то, что проще и легче, или то, что приятнее, или то, что кажется срочным, вместо того, что действительно важно.

Причем, начальник отдела продаж не просто ставит индивидуальные цели-задачи-приоритеты и обеспечивает отсутствие отклонений индивидуальных целей и результатов, но и стыкует действия отдельных сотрудников, задействованных в сбытовой функции, для достижения общих сбытовых, маркетинговых, финансовых целей компании, создает необходимость движения вперед, развития, роста, достижения результатов, целей, выполнения планов. Создавать необходимость достижения цели, питать активность и амбициозность способен только человек, который сам амбициозен, активен, который постоянно стремится к большему, чем имеет сейчас. В материальном, профессиональном, духовном направлении. Не только в материальном. Он сможет определить обоснованность этих амбиций у претендентов на должность менеджера по продажам и у менеджеров по продажам, т.е. профессиональный уровень, или помочь этим амбициям стать обоснованными – обучить.

Работа руководителя отдела продаж заключается также в подсказке решения в случае, если менеджер по продажам не выполняет план, не повышает план, или просто обращается за помощью. Для этого, естественно, руководителю отделом сбыта нужно постоянно держать себя в форме. Быть «практикующим» тренером-консультантом. И демонстрировать личный успешный пример, на котором могут учиться подчиненные. И, конечно, для того, чтобы быть совершенно уверенными в том, что мы даем нашим продавцам именно то, что им нужно, причем самое важное из того, что им нужно, мы обязательно постоянно спрашиваем наших подчиненных: «Какая Вам нужна помощь и поддержка для того, чтобы Вы могли демонстрировать еще более высокие результаты продаж».



Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.


 Семинары автора с открытой датой:




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning