Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Примите участие в нашем исследовании для HR-специалистов.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Журнал «BTL-magazine» готовит к публикации статью, посвященную мерчендайзингу малых форматов торговли.
Не могли бы Вы выступить в качестве эксперта на страницах нашего издания и ответить на следующие вопросы:
Большое спасибо за предложение, попробую ответить на Ваши вопросы.
Что такое малые форматы торговли? Какие разновидности МФТ существуют на рынке?
К розничным предприятиям малого формата мы относим продуктовые магазины (мини-маркеты), магазины промышленных товаров, магазины на заправках, сети магазинов, розничные магазины типа "Бутик", "Спорт", овощные лавки, павильоны, киоски, лотки.
Рассмотрим подробнее продовольственные магазины.
В спальных районах наиболее востребованы малые формы современной торговли - «магазины у дома» или «магазины за углом», еще их называют конвиньенс (от англ. convenience store - удобный магазин), магазин шаговой доступности, ... Именно этот формат магазинов активно осваивают крупные продуктовые торговые сети эконом-класса ("Копейка" и "Пятерочка").
На Западе обычно "Convenience" называют магазины с торговой площадью 50-100 кв. метров. Разновидностями конвиньенсов являются мини-супермаркеты при АЗС, предприятия с торговлей через прилавок.
На фоне глобализации форматов торговли страдают не только рынки, но и малый бизнес. Его удельный вес по сравнению с 2003 годом несколько сократился (на 0,9%), а доля крупных и средних предприятий продолжает увеличиваться: от 22,7% в январе-декабре 2003 года до 25,9% по итогам 2004 года. Однако такой дисбаланс заметили сети "Патэрсон" и "Седьмой континент". Помимо основного формата "супермаркет", они сделали ставку на небольшие магазины самообслуживания типа конвиньенс. Это один из самых перспективных форматов торговли. Он очень устойчив как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения востребованности покупателем. На мой взгляд, этот формат станет еще более востребованным в силу дефицита больших торговых площадей.
Торговая площадь магазина данного формата, как правило, колеблется в пределах 200-500м2 (ориентировочно). Ассортиментный перечень ограничен основными группами товаров повседневного спроса и составляет порядка 500-2000 наименований.
Цены – средние, или ниже средних . Форма обслуживания – преимущественно самообслуживание, или индивидуальная через прилавок.
Конвиньенс находится в "шаговой" доступности от жилых районов, до 10 минут пешком, и предназначен для повседневных покупок 3-5 раз в неделю. Магазины данного формата обычно ориентированы на все категории покупателей, проживающих в шаговой доступности от магазина, независимо от уровня дохода.
Каковы особенности МФТ (оперативная логистика, небольшое полочное пространство и пространство зала, малые обороты, много (?) конкурентов…)?
В первую очередь надо сказать об ассортименте, т.к. успех такого магазина почти целиком зависит от правильно подобранного ассортимента. Как минимум ассортимент такого магазина должны составлять самые популярные и продаваемые товары. Конечно же полочное пространство в таком магазине ограничено и поэтому составить там грамотно ассортиментную матрицу будет нелегко.
Небольшая площадь, небольшой ассортимент, небольшое количество персонала, небольшое количество посетителей дают возможность магазину делать обслуживание покупателей индивидуальным, чего не могут себе позволить крупные магазины и оперативно реагировать на запросы и предпочтения покупателя в данном конкретном районе.
Конвиньенс не рассчитан на большой поток покупателей, поэтому проходы между стеллажами значительно уже, чем в супермаркете - 0,9 - 1,4 м., что дает некоторые ограничения на использование POS-материалов, совместной выкладки, организации палетной выкладки.
Что касается конкуренции, то магазины у дома как раз образуются именно там, где конкуренция отсутствует, в противном случае в проигрыше окажутся оба магазина.
Как-то на днях я зашла в маленький магазинчик около 20 квадратных метров из сэндвич-панелей в небольшом коттеджном поселке за городом. В округе 5 км не было ни одного магазина, а мне очень хотелось есть. Я мало надежды испытывала по отношению к этому магазину, но все же решила зайти. Зайдя, я уткнулась в закрытый прилавок и очень жизнерадостную продавщицу. Я была потрясена тем, насколько грамотно там был составлен ассортимент. Казалось, в этом магазине есть все! Я купила фруктов, творога, шоколадку, крабовые палочки, корм для кошки и много еще разных мелочей. Что удивительно, зайдя, я подумала, что там ничего что мне надо нет, т.к. невозможно было ничего увидеть от обилия товаров, но на каждый мой вопрос: «А есть ли у Вас….» продавец отвечала: «Есть!» И тут меня осенило. Из моей практики, действительно шикарный ассортимент имеется в магазинчиках без самообслуживания с очень контактными и вежливыми продавцами. И ассортимент этот достигается путем общения с клиентами и оперативного реагирования на запросы. Думаю, если бы в таких магазинах было самообслуживание, составление ассортимента длилось бы гораздо дольше, хотя постоянным клиентам было бы удобнее выбирать товары.
В чем выражаются преимущества и ограничения МФТ для мерчендайзинга?
Для мерчендайзинга в таких магазинах скорее больше недостатков, чем преимуществ. Запас продукции сделать сложно – складов нет или маленькие, полок недостаточно. Расположение для своего товара выбрать затруднительно, из-за маленькой площади. Представить продукцию тяжело из-за того, что на одной полке рядом будут стоять разные товарные категории.
К преимуществам, возможно, относится только то, что нет такого количества торговых марок-конкурентов на полке, да и проводить работу по представлению продукции несколько легче, т.к. нет такого пристального внимания мерчендайзеров конкурентов к этим торговым точкам. Но если речь идет о сетевом магазине со строгим контрактом, то все придется делать только через договор и оплату.
Какие позиции ассортимента следует ставить на полку, если пространство ограничено?
Поставщики называют такие товары «приоритетный ассортимент», сетевики называют «топ-100» или «маячковые товары». По правилу Парето это те самые 20% товаров, дающие 80% оборота в категории. По ним покупатели сравнивают цены, именно их покупают чаще всего. В зависимости от района и проживающих это могут быть совершенно разные товары. Например, в магазине коттеджного поселка никак не обойтись без хорошего ассортимента кормов для собак и кошек, т.к. животные, скорее всего, есть в каждом частном доме.
Каковы критерии отбора? Кто кого заказывает: ларек или поставщик?
Тут все зависит от магазина – сеть это или независимый магазин и от поставщика – крупный он или мелкий. Конечно, крупному поставщику не очень хочется идти на уступки мелкому одиночному магазину…
Какие виды POSM работают в МФТ?
В магазинах без самообслуживания – монетницы, шелфтокеры, шелфорганайзеры или просто фирменные, выделяющиеся ценники. О ценниках хочу сказать особенно. В одном маленьком магазинчике я постоянно покупаю мороженое. Там стоит фирменный холодильник одной торговой марки, но покупаю я постоянно другое мороженое, которое мне приносит продавец. И происходит это потому, что возле кассы, на высоком прилавке, на уровне глаз, на подставке стоят фирменные ценники этого мороженого. А большой фирменный холодильник другой торговой марки на маленьком расстоянии виден плохо, и поверхность выкладки мороженого в холодильнике расположена гораздо ниже уровня руки. Вот и делайте вывод.
Толкать к совершению покупки могут так же и средства наружного оформления, которым не всегда уделяется внимание в таких магазинах. Но Кока-кола это давно знает, и поэтому почти каждая вывеска одиночного магазинчика содержит логотип «Кока-кола».
Витрины маленьких магазинов часто завешены шторами. Это великолепный шанс разместить имеющиеся у Вас, изготовленные для крупных магазинов мобайлы, постеры и макеты коробок. В торговом зале эти материалы размещать бесполезно, на маленьких расстояниях крупные POS-материалы плохо заметны. А в витринах все это смотрится красиво и уместно, «по дороге к товару». Очень часто в своей практике вижу как ставятся задачи мерчендайзерам о размещении плакатов в торговых залах. Происходит это потому, что отдел маркетинга планирует бюджет на год, включает туда плакаты, изготавливает, а потом думает куда их деть. И никого не интересует, что в маленьком магазине действительно негде разместить плакат.
В маленьких магазинчиках с самообслуживанием задача POS-материалов сводится к тому, чтобы покупатель заметил товар среди малого количества переполненных полок. Тут для выделения подойдет целая гамма материалов для мест продаж – воблеры, шелфтокеры, ярлыки на горлышко бутылок, разнообразные нетрадиционные крепящиеся к полкам мини-мобайлы, флажки и даже напольные наклейки. Для мелкоштучного товара диспенсеры по-прежнему будут незаменимы, а вот фирменную стойку Вам навряд ли дадут куда-нибудь поставить. И даже если дадут, то условие выкладки только Вашего товара часто будет не соблюдено.
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning