Вверх




Новости:

Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.

09.09.2024

Тренинг эксперта состоится в Москве 23-24 сентября.

22.08.2024

Примите участие в нашем исследовании для HR-специалистов.

17.07.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Освещение, которое продает


Екатерина Богачева

31.03.2008

Идея написать такую статью родилась после неудачной попытки порекомендовать что-то почитать по освещению людям, которые открывают собственные магазины. Я столкнулась с тем, что такого рода информация относится к категории дорогого “Lighting consulting”, который просто себе не могут позволить владельцы мелких магазинов. Для многих из них 4-5 тысяч долларов на освещение магазина польскими светильниками становятся труднодоступной суммой. (Не говоря уже о тысячах долларов за проект профессионального освещения магазина).

В данной статье описаны основы построения профессионального освещения магазина, которое будет работать на увеличение продаж и поможет сэкономить деньги.

Екатерина БОГАЧЕВА, профессиональный консультант, владелец сайта www.merchbook.com.


Техническая информация

Как известно, освещенность измеряется в люксах, 1 Lux = 1 Lm (люмен) / 1 м2. Для подобных расчетов берется освещенность плоскости пола или прилавков. Чтобы представить, как выглядят характеристики освещения, приведу пример: для нормальной работы в офисе освещенность на столе с включенными лампами дневного света должна быть примерно 500-700 Lux.

Пример. Сетевые гиганты розничной торговли, такие как “Metro”, требуют от проектировщиков 1000 Lux, “Tesco” — 750 Lux, “Carrefour” — порядка 800-900 Lux для общего уровня освещенности магазина. Это стандарт, который мировые сети не позволят нарушить ни в большую, ни в меньшую сторону, т.к. за многие годы работы они убедились в важности правильного освещения, комфортного именно их покупателю.


Общий уровень освещенности торгового зала

При расчете освещенности торгового зала без торгового оборудования надо делать запас в 30-40%.
Дело в том, что после установки стеллажей и прилавков уровень освещенности снижается именно на 30-40%. Это происходит не только потому, что оборудование представляет собой естественные преграды для освещения, но также оно по-разному отражает свет, часто вызывая ухудшение уровня освещенности.

Кроме достижения необходимого уровня освещенности, важно также учитывать психологические аспекты освещения. Психологическое воздействие характеризуется двумя факторами:

  1. Интенсивность освещения (уровень освещенности);
  2. Цветовая температура света, которая выражается в градусах Кельвина.

При высоком уровне общего освещения человек чувствует праздник, возбуждение. Поэтому, в зависимости от целей и маркетинговой стратегии предприятия, можно выбрать разный уровень освещенности. Уровень освещенности для комфорта и безопасности человека находится в пределах 500-2500 Lux. Для сравнения: в пасмурный день на улице — 2000 Lux, в солнечный день — до 10 000 Lux.

Рассмотрим некоторые типы торговых залов и принципы построения освещения в них.

Гипермаркет, супермаркет

Принципиальным вопросом помимо общего уровня освещенности таких магазинов, является выбор цветовой температуры. Наиболее распространенное решение — нейтрально-белый свет 4000К. Для освещения обычно применяются светильники с люминесцентными лампами и высокочастотными электронными пускорегулирующими аппаратами (ПРА) для 25%-ной экономии электроэнергии и увеличения срока службы ламп. Так же часто применяются металлогалогенные газоразрядные лампы в точечных светильниках (High Bay). (В народе такие светильники называют колокольчиками.) Их использование дешевле, чем освещение линейными подвесными системами с люминесцентными лампами, но страдает равномерность освещения. При таком освещении все выглядит блеклым, тусклым, непривлекательным. Особенно страдают яркие цвета теплой части спектра — красный, желтый, оранжевый. Также очень важно не забывать о там важном свойстве системы освещения магазина или супермаркета, как энергоэффективность.

Пример. В Минске есть магазин “Евроопт” по улице Калиновского. Достаточно крупный магазин, который освещен лампами накаливания! Кроме огромного энергопотребления, эти лампы выделяют еще и тепло, что делает торговый зал жарким. Можно поменять только лампы, вкрутив новые в те же цоколи, и избавиться от жары и сократить энергопотребление в 5 раз без изменения уровня освещенности зала! Такими лампами, например, могут быть компактные люминесцентные лампы, которые бывают теплого и холодного цвета.


Особенности освещения различных групп продуктов питания

Хлеб, кондитерские изделия

С одной стороны, рекомендуется применение источников света с низкой цветовой температурой, дающих теплый, золотистый свет (лампы накаливания, галогенные лампы). С другой — такие лампы потребляют слишком много энергии. Поэтому владельцы магазинов часто заменяют их на люминесцентные лампы с цветовой температурой 2700-3000К, либо специальными натриевыми лампами (White SON) c цветовой температурой 2500 К. Необходимо подчеркнуть, что торговое оборудование в хлебном отделе должно поддерживать теплую атмосферу своей фактурой и цветом. Хорошо будут смотреться дерево, лоза и другие натуральные материалы.

Пример. Есть некая кондитерская-кафе. Это — великолепный пример того, как с помощью интерьера можно испортить всю атмосферу: зеленые стены отбрасывают на всю сладкую продукцию изумрудно-зеленый тон. К тому же там просто темно.

Отдел молочных продуктов, отдел замороженных продуктов, рыба

Здесь важно подчеркнуть свежесть, хорошую охлажденность продуктов. Лучше всего в таких отделах применять люминесцентные лампы с цветовой температурой 4000 — 6500 К с хорошей цветопередачей (80% и выше) для того, чтобы подчеркнуть яркость упаковок.

Мясной и колбасный отделы

Для освещения мясопродуктов часто применяются лампы специального спектра (76-79), подчеркивающие натуральные красные и розовые цвета. Применение таких ламп ограничено в Европе. Считается, что они могут ввести в заблуждение покупателей. Такие лампы используются сугубо внутри витрин. Поэтому рекомендуется над витриной, в месте непосредственной передачи товара покупателю, применять лампы общего освещения с высоким коэффициентом цветопередачи.

Пример. В одном магазине в колбасной витрине установлены лампы 76 спектра, а над прилавком — стандартные люминесцентные лампы. Как это в итоге отражается на покупателе? Он видит великолепную, розовую, свежую колбасу в витрине, а при получении — гораздо менее привлекательный кусок серых тонов. Вот вам налицо эффект обманутой надежды.

Отдел цветов, отделы овощей и фруктов

Данные отделы принято освещать светильниками типа колокольчик или направленными прожекторами с металло-галогенными лампами нового поколения с керамической горелкой. (У производителя “Philips” это тип CDM, а у производителя “Osram” — тип HQC.) Эти лампы отличаются великолепной цветопередачей (90%) и высокой интенсивностью света. В свете таких ламп фрукты и цветы кажутся блестящими, свежими, здоровыми. Данные лампы также применяют для освещения живых цветов. Близкий к солнечному спектр ламп сохраняет возможность вегетации. Попросту говоря, под этими лампами цветы не только дольше сохраняются, но и растут! Следует добавить, что на таких лампах стоит УФ-фильтр, и они не вызывают вредных воздействий. В то же время цветы нельзя освещать лампами накаливания — они от этого погибают. А также не рекомендуется подсвечивать их стандартными металло-галогенными (от этого они плохо выглядят).

Отдел спиртных напитков

Общее освещение можно сделать стандартным, с хорошей цветопередачей для того, чтобы этикетки смотрелись ярко. Однако это не единственная рекомендация. При продаже вин и дорогих крепких напитков важно акцентное освещение. Вино не любит ультрафиолета. И грамотное акцентное освещение вин можно сделать лампами накаливания или галогенными лампами.

Таким образом, при создании комфортной обстановки для покупателя освещение является очень важной составляющей, которая может как увеличивать продажи, так и уменьшать их.



Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.


 Семинары автора с открытой датой:




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning