Вверх




Новости:

Бесплатный вебинар для менеджеров по продажам и руководителей коммерческих подразделений состоится совсем скоро.

10.04.2024

В помощь - ближайшие открытые программы в SRC.

27.02.2024

Присоединяйтесь к бесплатному вебинару практика в лидогенерации и комплексном интернет-маркетинге.

09.02.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Перспективы развития ритейла, или как будем жить дальше


Сергей Илюха

28.04.2014

Каждый год весной в Москве проходят разнообразные мероприятия, на которых производители, представители розничной торговли, маркетологи и экономисты подводят итоги года и обсуждают перспективы развития розничной торговли в России.

Мне довелось принять участие и даже выступить в качестве спикера на некоторых из этих мероприятий, и я хочу поделиться с Вами информацией о том, как развивалась розничная торговля в 2013 году, каковы, по мнению экспертов, перспективы на 2014 год и чего ожидать обычным покупателям.

По итогам 2013 года темпы роста розничного рынка Российской Федерации несколько снизились. По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в сопоставимых ценах в 2013 г. показал рост в годовом выражении на 3,9% против 6,3% за 2012 г.

По мнению аналитиков, это обусловлено инфляционными ожиданиями населения и резким падением курса рубля по отношению к доллару и евро в четвертом квартале 2013 года. Покупатели стараются меньше тратить и покупать более дешевые продукты, чем обычно. В отличие от всех последних лет, даже в декабре не было такого резкого сезонного роста продаж, к которому уже привыкла наша розница.

Тем не менее, крупнейшие сети розничной торговли показали рост товарооборота на 20 и более процентов. В целом по стране доля сетевой розницы в общем обороте розничной торговли превысила 50 %, а в некоторых регионах приближается к 85–90 %.

Что же ждет розничный рынок в 2014 году? Эксперты считают, что рынок будет развиваться под воздействием следующих основных тенденций:

1. Ужесточение конкуренции между крупными федеральными розничными сетями. Первоначальное деление рынка произошло, свободных ниш практически не осталось, и для того чтобы развиваться дальше, сети должны бороться за покупателя. С одной стороны, это может привести к снижению наценки и появлению более привлекательных для покупателя предложений, с другой, видимо, ритейлерам придется экономить на всем – в первую очередь на персонале.

2. Рост стоимости аренды. С 1 января 2014 года в качестве базы для расчета налога на имущество может использоваться не остаточная, а кадастровая стоимость объектов офисной и торговой недвижимости. Это может привести к повышению суммы налога в десятки раз. На сегодня на такую систему расчета налога перешли только Москва, Московская и Амурская область. По оценкам экспертов, массовое введение такой системы расчета налога на имущество начнется с 2015 года. Это приведет к повышению стоимости аренды торговой недвижимости и уходу с рынка неэффективных торговцев. Скорее всего, это будут небольшие магазины и предприятия сферы обслуживания.

3. Для того чтобы более эффективно функционировать в условиях повышающейся конкуренции, все игроки рынка начинают более активно объединяться в различные союзы. Условно эти союзы можно разделить на следующие группы:

  • Ассоциация компаний розничной торговли АКОРТ – объединение крупнейших федеральных сетей для определения правил работы на рынке в целом и совместно с органами власти формирования законодательной базы функционирования розничной торговли;
  • Союз Независимых Сетей России (СНСР) – объединение небольших региональных сетей (на сегодня 72 сети и около 2 500 магазинов) с целью обмена опытом и технологиями, развития собственных торговых марок и оптимизации условий закупки;
  • различные объединения производителей, импортеров и дистрибьюторов (Союз Производителей Молока, Союз Производителей Соков, Союз Дистрибьюторов Воды, Союз Производителей Алкогольной Продукции, Российский Союз Импортеров и т.д.). Целью этих объединений является координация усилий и выработка общих позиций при организации работы с розничными сетями. К сожалению, повышение эффективности собственного бизнеса эти объединения уделяют не слишком много внимания;
  • объединения мелких региональных дистрибьюторов с целью формирования какого-то вменяемого объема закупок и получения более выгодных коммерческих условий;
  • присоединение небольших магазинов к коммерческим условиям крупных игроков рынка путем получения франшизы (права пользования известной торговой маркой);
  • временное объединение розничных сетей и союзов с производителями и импортерами для получения уникальных на рынке товаров (собственные торговые марки, собственный импорт и т.д.). Торговля такими товарами позволяет сделать выгодное предложение для покупателей и сохранить наценку, не переплачивая производителю за бренд.
Общая цель объединения в такие союзы – улучшение условий работы за счет увеличения своей доли рынка и объемов закупок.

4. Повышение цен. Наряду со стандартными причинами повышения цены на товары (рост стоимости энергоносителей, индексация заработной платы и т.п.) в этом году появилась новая серьезная причина – резкое падение курса рубля по отношению к доллару и евро. Ни для кого не секрет, что существенную долю на нашем рынке занимают импортные товары. Даже для производства продукции в России в большинстве случаев используются или импортные комплектующие и сырье, или же импортное оборудование. Так что в ближайшее время возможен рост цен на стандартные ежегодные 5–15 % и дополнительные 10–20 % за счет падения курса рубля.

5. Оптимизация расходов розничными сетями неизбежно приведет к снижению расходов на оборудование и персонал. Как следствие можно ожидать снижения уровня сервиса.

6. Рост цен и снижение реальных доходов населения, а так же инфляционные ожидания могут привести к снижению спроса, в первую очередь на товары премиального сегмента и длительного использования (автомобили, бытовая техника и т.д.).

Как же будет вести себя сейчас умный покупатель?

  1. В первую очередь, он оценит свой бюджет и распределит свои расходы по приоритетности.
  2. При совершении покупок больше внимания он будет обращать на акционные товары и специальные предложения, а также всевозможные сезонные распродажи. С учетом роста конкуренции Ваши акции должны стать действительно интересными.
  3. Умный покупатель обратит внимание на ассортимент небольших магазинов. В них можно найти товары мелких производителей высокого качества и по привлекательной цене.
  4. Такой покупатель будет интересоваться и оптовыми закупками (магазины Cash&Carry, оптовые компании, мелкооптовые рынки). В условиях недостатка денег оптимизация расходов является не прижимистостью, а умением правильно планировать свои финансы.

По материалам сайта www.Promin.ru



Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.


 Семинары автора с открытой датой:




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning