Вверх




Новости:

Бесплатный вебинар для менеджеров по продажам и руководителей коммерческих подразделений состоится совсем скоро.

10.04.2024

В помощь - ближайшие открытые программы в SRC.

27.02.2024

Присоединяйтесь к бесплатному вебинару практика в лидогенерации и комплексном интернет-маркетинге.

09.02.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Управление запасами: контролируй и своевременно пополняй


Виктор Старченко

Отрывок из книги «Логистика: эрогенные зоны».

Эффективное управление запасами позволяет
удовлетворять или превышать ожидания потребителей,
создавая такие запасы каждого товара,
которые максимизируют чистую прибыль.
Д. Шрайбфедер

Логисты шутят, что в управлении запасами нашей женщине нет равных. Хозяюшке не нужна формула Уилсона, вероятностный метод определения страхового запаса. Оптимальный запас крупы и сахара наша женщина легко определяет «на глазок».

На глазок... В бизнесе «на глазок» не всегда получается.

Тем не менее, управлять запасами компании не сложнее, чем управлять запасом топлива в баке автомобиля. Бак может вместить 50 литров бензина – это норма. Стрелочка показывает его уменьшение, когда вы мчитесь по трассе. Звуковой и световой сигнал напомнят о необходимости пополнить бак. Если на трассе АЗС предлагают свои услуги через каждые 3-5 километров, то можно плеснуть в бак литров 5-10. Впереди может быть АЗС с более качественным или дешевым бензином. Зальем больше. При путешествии в тайге есть смысл залить полный бак, возможно, и пару канистр еще прихватить.

Сотрудники компании с управлением запасами справятся легко. Только пусть в вашей компании этим занимаются не сотрудники отдела продаж или производственного сектора. И те, и другие всегда действуют по тому самому принципу: «запас карман не тянет».

Итак, определяем нормы запаса. Задача собственника или руководителя проверить и утвердить нормы запасов. Нормы не могут быть разработаны на годы. Периодически они должны актуализироваться. Утверждение норм запасов – очередная точка воздействия.

Благословите подчиненных на разработку норм фразой о том, что норма запаса – это минимально необходимое количество товаров, продуктов, сырья, запасных частей и комплектующих, которые должны быть в кампании для немедленного удовлетворения клиентов или обеспечения непрерывного производственного процесса. Именно: «минимально необходимое количество».

Не настаивайте на использовании каких-то методов определения запасов. Пусть специалисты компании сами решат, для какого товара какой метод применить. Выбор у них невелик.

Классики логистики предлагают три группы методов:

  • эвристические (опытные);
  • технико-экономические;
  • экономико-математические (методы математической статистики).

Автомобиль заправлен маслом и бензином по норме. Можно в путь. Расход этих видов ГСМ начинается сразу после пуска двигателя. Контроль снижения запасов осуществляем по приборам. После того, как вышедший привод масляного насоса двигателя, при продолжившемся движении автомобиля, привел к серьезному ремонту двигателя, супруга решила, что запас масла в двигателе относится к категории АХ. Находясь на заднем сиденье, она лично посматривает, не загорится ли лампочка снижения давления масла. Бензин, по ее мнению, запас из зоны BZ или CZ – можно доверить контроль и «низшим звеньям» семейной иерархии. Стрелка уровня топлива – мой удел.

Система управления запасами не будет функционировать без средств измерения ее эффективности.

Кто, как не собственник или генеральный директор компании, должен:

  • утвердить показатели управления запасами;
  • поручить их оцифровку – каковы они ныне;
  • утвердить план улучшения показателей.

Если не изобретать велосипед, то показатели управления запасами – оборачиваемость запасов и уровень обслуживания клиентов.

Оборачиваемость запасов – это отношение годовой суммы реализации к сумме товарных запасов по балансу.

Оборачиваемость = стоимость товаров, проданных из запасов в течение предыдущих 12 месяцев / средняя стоимость запасов в течение предыдущих 12 месяцев.

Продали за год на 12 млн. рублей, ежемесячные запасы составляли 1 млн. рублей. Оборачиваемость – 12.

Этот показатель в компаниях, конечно, известен. Он фигурирует в документах бухгалтерской отчетности.

Если все так хорошо, то почему имеют место «болячки» в виде дефицита и неликвидов? Потому что в отдельных компаниях измеряют общую температуру по больнице. Какова оборачиваемость группы товаров, а тем более, отдельно взятого товара, неизвестно.

В определении оборачиваемости каждого товара скрыто много интересного. Поручите определить этот показатель не финансовому работнику, а менеджеру, управляющему запасами. Оборачиваемость поползет в гору. Пусть он решит задачку: что лучше для компании – закупить сразу на 100 тыс. рублей товара и создать запас на весь месяц. Или дважды сделать закупки по 50 тыс. рублей? Потребуйте обосновать решение.

С оборачиваемостью компании разобрались. Измерили. Ясно, что надо делать, чтобы она росла.

Другой классический показатель – уровень обслуживания потребителей.
УОП = отгрузка : спрос;
УОП = отгрузка : (отгрузка + дефицит).
Формулы для определения УОП не вызывают вопросов.

Почему тогда за последние несколько лет тренингов, семинаров и консалтинговых проектов мне удалось только однажды получить ответ на вопрос: «Каков уровень обслуживания клиентов в компании?»

Сделал это представитель известной в Черноземье Группы компаний «Русский аппетит» и подробно рассказал, как этот показатель был определен. По формулам приведенным выше.

Без статистики это сделать невозможно. Вся проблема в том, что в компаниях порой нет возможности вести учет неудовлетворенных клиентов. Порой нет желания. Да и руководство не настаивает. Неизвестен уровень дефицита и уровень спроса. Известен только объем отгруженного товара. Мы знаем, что запас не позволяет удовлетворить 100 % клиентов. Сколько не получают заказ по причине отсутствия запасов – тайна для многих компаний.

Если биться за рост только оборачиваемости, то битва принимает однобокий характер. Оборачиваемость – это противоречивый показатель для уровня обслуживания клиентов. В конечном итоге может упасть основной показатель – прибыль...




Вы можете задать автору интересующие вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.


 Семинары автора с открытой датой:




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning