Вверх




Новости:

В помощь - ближайшие открытые программы в SRC.

27.02.2024

Присоединяйтесь к бесплатному вебинару практика в лидогенерации и комплексном интернет-маркетинге.

09.02.2024

Автор делового бестселлера снова в Москве в Бизнес-школе SRC.

11.01.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Три ловушки стратегического мышления


Сергей Жигарев

Стратегическое управление – процесс в значительной степени формализованный, а сегодня часть связанных с ним функций и вовсе передана системам бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI). Однако, принятие ключевых решений (а заодно и ответственности за них) по-прежнему остается прерогативой человека и лежит за пределами регламентированных процедур и электронно вычисленных рекомендаций. Поскольку рациональным и логически безупречным человек бывает разве что на страницах старых учебников по экономике, то и стратегический выбор оказывается основанным не только на строгих фактах, но и на их субъективной интерпретации.

Но человеку свойственно ошибаться, а ошибка, допущенная на стратегическом уровне, обойдется компании очень дорого. Чтобы избежать этих опасных ловушек, рассмотрим некоторые распространенные ошибки стратегического мышления.

Одна из таких ошибок – склонность игнорировать происходящие на рынке – и шире, в обществе – изменения или считать, что вскоре всё вернется «на круги своя» и будет по-прежнему.

Сегодня, в условиях постоянных и ускоряющихся перемен, эта точка зрения является успокаивающим заблуждением. Несмотря на действительную цикличность экономических подъёмов и спадов, сами рынки при этом необратимо меняются. И просто переждать кризис в расчете на возвращение лучших времен не получится. Хороший пример – рынок антиквариата, который по своей специфике как раз отличается сильным консерватизмом. После кризиса 2014 года спрос на антикварные изделия и предметы искусства сильно упал. Снижать цены коллекционеры и специализированные ломбарды не спешили, ожидая восстановления рынка до прежнего, докризисного уровня. Однако этого до сих пор не случилось – а между тем для нового поколения, активно осваивающего шеринг – экономику совместного использования – коллекционирование предметов искусства не является столь уж ценным.

При разработке стратегии необходимо принимать в расчет не только существующее положение дел, но и тенденции, которые повлекут за собой изменение этого положения в будущем. Ориентироваться же на прошлое, хотя и успокаивающее, напротив, очень опасно.

Еще одна часто встречающая при разработке стратегии ошибка – чрезмерная оптимистичность, в английском языке точно и ёмко определяемая как wishful thinking – образ мышления, основанный не на фактах, а на неоправданно оптимистичных ожиданиях. Выдавать желаемое за действительное, конечно, очень приятно, но только до некоторого момента. И реализация такой стратегии чревата неблагоприятными последствиями. Лучше всё-таки сверять и ожидания, и стратегию компании с реальностью.

Распространенная бизнес-разновидность wishful thinking – связывать будущее компании не с развитием собственных продуктов и услуг, а с благосклонностью и постоянством нескольких ключевых клиентов (которые, согласно известному соотношению, могут приносить компании до 80% дохода).

Как минимизировать влияние на корпоративную стратегию склонности человеческого мышления выдавать желаемое за действительное?

Действенный инструмент – сценарный подход. Опишите несколько различных вариантов будущего (классическая триада предполагает разработку негативного, «нормального» и оптимистического сценариев), а затем оцените, насколько жизнеспособна и эффективна ваша стратегия в условиях негативного сценария.

Например, для упомянутой ситуации с ключевыми клиентами стратегия компании должна включать меры по их удержанию, а также – в первую очередь! – действия, которые направлены на уменьшение зависимости от этих клиентов.

Третья ошибка, встречающаяся при разработке стратегии, заключается в стремлении оправдать – любой ценой! – уже сделанные инвестиции и затраченные усилия. Зачастую значимость тех продуктов, направлений и проектов, в разработку и реализацию которых вложены значительные ресурсы, преувеличивается. И вместо того, чтобы прекратить напрасные работы и перестать тратить на них корпоративные средства, в компании по своего рода организационной инерции продолжают поддерживать эти «тупиковые направления развития». Таково психологическое влияние прошлых инвестиций — и чем больше ресурсов было затрачено, тем труднее признать их потерю и отказаться от ставших нецелесообразными проектов.

Полезно провести аудит стратегии и проверить, не включает ли она планов, доставшихся компании «по наследству» и работающих на достижение уже несущественных целей. Идти по дороге в будущее, неся чемодан без ручки, всё-таки очень неудобно.

Итак, чтобы не попасть в описанные ловушки стратегического мышления, соблюдайте несколько правил.

Реагируйте на перемены! И помните, что стратегия компании должна учитывать происходящие в отрасли, в экономике и в обществе изменения.

Будьте реалистичны! Проверьте вашу стратегию на соответствие негативному сценарию развития событий.

Смотрите вперед! Оцените стратегию развития с точки зрения намеченных целей, а не уже затраченных ресурсов.

Про стратегический анализ читайте здесь >>>




Вы можете задать автору интересующие вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.


 Семинары автора с открытой датой:




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning