Вверх

+7 (495) 748-03-11

+7 (495) 748-03-12

+7 (495) 748-03-13

пн. - пт. с 9.00 до 18.00

Обучение по темам
Участвовать



Новости:

Чем запомнился главный форум уходящего года?

06.12.2017

Весь месяц делимся новогодним настроением!

01.12.2017

Скидка исчезнет с боем курантов! Не упустите!

24.11.2017
Все новости

Мы принимаем
Банковские карты
Оплатите покупку в интернет-магазине банковскими картами VISA и Mastercard любого банка.
узнать больше
Электронный кошелек
Моментальная оплата покупок с помощью вашего электронного кошелька RBK Money.
узнать больше
Банковский платеж
Оплатите покупку в любом российском банке. Срок зачисления средств на счет - 3-5 рабочих дней.
узнать больше
Денежные переводы
Оплата покупок через крупнейшие системы денежных переводов CONTACT и Unistream.
узнать больше
Почтовые переводы
Оплатите покупку в любом отделении Почты России. Срок зачисления платежа - 3-4 рабочих дня.
узнать больше
Платежные терминалы
Оплата покупок в терминалах крупнейших платежных систем в любом городе России - быстро и без комиссии.
узнать больше

Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Управление знаниями в "открытой" экономике


Романова Мария Вячеславовна

В современной России идеи новой "открытой" экономики находят свое место с трудом. Для предреформенного СССР был характерен достаточно высокий уровень научных открытий и инженерных изобретений. По данным ряда экспертных групп, в начале 80-х годов СССР производил до 2/3 мировых открытий и изобретений [1, c.12]. С точки зрения системы технического образования, наработки технических знаний Россия была одной из самых продвинутых стран в мире. Однако общество не готово к использованию инноваций в новых условиях - ни морально, ни технологически, ни финансово. Запас знаний был, но имевшиеся технические разработки носили в основном фундаментальный характер и были ориентированы на ВПК. Для коммерциализации им требовалась, как правило, дальнейшая разработка и адаптация к рынку.

Успех современной организации зависит от быстрых, адекватных реакций на изменения в сфере бизнеса. Своевременные действия требуют быстрых решений, но для действительно эффективных мероприятий, руководители должны принимать решения, которые соответствуют стратегическому плану организации и основываются на обоснованной информации.

Потребность в развитии организаций обусловлена объективными причинами. Одна из наиболее важных - необходимость создания эффективных систем управления промышленными организациями. Особую остроту эта проблема имеет для корпораций и промышленных объединений с масштабной сферой деятельности (например, финансово-промышленных групп). Она становится для них актуальной, поскольку они располагают многовариантными возможностями выбора источников формирования, способов концентрации, направлений использования ресурсов (финансовых, материальных, трудовых).

В современных условиях инновационный процесс становится многогранным, воплощая единство технологических, информационных, организационных и социальных аспектов предпринимательской деятельности, в ходе которой формируется новая модель управления ресурсами, в основе которой лежит В основе этой модели лежит ориентация на высококвалифицированную рабочую силу и непрерывность процесса обогащения знаний, повышения квалификации; гибкость между участниками инновационного процесса и поиск перспективных форм развития [2, c.33].

Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека - самый впечатляющий феномен последней четверти XX века. В наиболее развитых странах - США, Германии, Великобритании, Японии количество компьютеров на тысячу жителей достигло к концу 2000-х гг. уровня 250-400 единиц [1, c.45]. Этот уровень конечно уступает показателям таких "идолов" XX в., как автомобиль (в среднем в 1,5 раза) и телевизор (в 2 раза), но темпы распространения компьютеров гораздо выше [1, c.33]. С момента появления персонального компьютера на массовом рынке прошло примерно двадцать пять лет. Для достижения того же уровня распространенности, какой к началу XXI века имеет компьютер, телевизору в свое время потребовалось около сорока лет, а автомобилю порядка семидесяти. Помимо количественного роста, большое впечатление на любого аналитика производит рост числа функций - способов применения компьютерных технологий. Из просто вычислительной машины, именуемой ныне полузабытой аббревиатурой ЭВМ, компьютер превратился в универсальное устройство, которое с равным успехом может служить профессиональным инструментом. Наиболее популярным является тезис, гласящий, что распространение персональных компьютеров и компьютерных сетей (в особенности развитие сети Internet) - это решающий шаг на пути к информационному обществу и можно следующим образом представить базовые черты организации новой экономики:

1) Определяющим фактором общественной жизни в целом является научное знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в его роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации. Как следствие, ядром социальной организации, главным социальным институтом становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Промышленная корпорация теряет главенствующую роль.

2) Уровень знаний, становится определяющим фактором понимания современных процессов. Инфраструктурой информационного общества становится новая "интеллектуальная" форма взаимоотношений.

3) Информация выступает в роли коммуникации, обеспечивающей поддержку на пути к знанию и способной вызывать новые операции. Предприниматели используют информацию на пути достижения своих целей, подобно сырьевым или энергетическим ресурсам.

4) Создание образа, мобилизующего пользователей и приносит прибыль в современной экономике, стимулирует развитие рекламного бизнеса.

Инновационное производство сегодня характеризуется наиболее высоким уровнем добавленной стоимости. Именно в инновационном производстве создается до четверти валового мирового продукта. Процесс интеграции науки с производством по историческим меркам не так уж давно начался, а проблема затрат на научно-технический прогресс стала актуальной лишь где-то в 70-х годах прошлого века, когда даже самым богатым странам денег на поддержание высокого темпа научно-технического развития, характерного для периода Второй Мировой войны и последовавших за нею двух десятилетий, стало не хватать. Научно-технический прогресс, а именно он обеспечивал в XX в. основную долю экономического роста (порядка 80%) в промышленно развитых странах, - дело очень дорогое. Согласно закону В. Решера [2, с.21] даже для того, чтобы темп появления крупных открытий и изобретений не замедлялся, был постоянным, нужно наращивать объем вовлекаемых в сферу науки и техники ресурсов по экспоненциальному закону. Но в течение длительного времени этого не может позволить себе ни одна организация или отрасль, ни одно государство, да и все международное сообщество. В каждой отрасли в соответствии с ее особенностями складывается свой баланс расходов, обеспечивающий устойчивое прибыльное хозяйствование, и нарушение его чревато неприятностями. В составе указанного баланса есть статья расходов на ИР. Объем этих расходов зависит от объемов производства и, главное, от объемов сбыта продукции. Так, в середине 80-х годов ХХ в. в американской промышленности, выпускающей компьютерную технику, на науку тратили 8% от объема продаж, в станкостроении - 3%, в производстве полупроводниковых приборов и интегральных схем - 12%, в бумажной индустрии - 1%, в металлургии - 0,5%, а в фармацевтической промышленности - 8% [4, с.89].

Чтобы нарастить объем средств, выделяемых на ИР, необходимо расширить рынок сбыта. Однако емкость рынка какого-либо вида товаров в каждый конкретный момент времени ограничена, идет ли речь о национальном или о международном рынке. Отрасль может получить дополнительные средства на ИР от государства, но и на этом уровне работает механизм балансирования расходов, на сей раз государственных, отражающийся в структуре бюджета страны. Государство выделяет на поддержку науки определенную долю своего ВВП. В развитых странах на протяжении последних десятилетий ХХ в. эта доля составляла от 1 до 3% в зависимости от страны [3, с.24]. Это означает, что для того чтобы увеличить финансирование на науку на 1 млрд. нужно, чтобы национальный ВВП вырос приблизительно на 40 млрд. Ни в отраслях, ни в масштабах государства выделяемая на ИР доля (ВВП или объема сбыта) не является юридически закрепленным нормативом, она устанавливается как конечный результат множества происходящих в обществе объективных процессов и отражает уровень его социально-экономического, технологического и культурного развития [5, с.75]. Такого рода показатели меняются во времени очень медленно.

Таблица 1. [3, с.130] Расходы промышленно развитых стран на науку, 2000 г.

Страна Расходы на науку
% от ВВП На душу населения (долл.США)
Великобритания 1,83 397,7
Германия 2,29 527,4
Италия 1,05 218,2
Канада 1,61 406,8
Корея 2,52 365,1
США 2,84 842,3
Чехия 1,26 163,4
Франция 2,18 461,6
Швеция 3,70 773,8
Япония 3,06 731,3
Россия 1,06 175,4

Например, в США в 1964 г. расходы на науку составляли 2,88% от ВВП, в 1978 г. они уменьшились до 2,13%, в 1998 г. равнялись 2,67% [1, с.3] (колебания составляют доли процента). Таким образом, наукоемкость экономики в целом, отдельной отрасли хозяйства либо группы отраслей внутри сферы производства иди сферы услуг может являться стабильным показателем, характеризующим определенные особенности объекта, к которому он относится.

Доля расходов в России на НИОКР (все источники финансирования) в ВВП снизились с 2,03% в 1990 г. до 0,93% в 1998 г., а затем несколько возросла до 1,06% в 2000 г. Это намного ниже соответствующего показателя в среднем по странам ОЭСР, который составляет 2,4%. Также важно иметь в виду, что на протяжении большей части этого периода размер ВВП постоянно снижался, поэтому в абсолютном выражении сокращение расходов было еще более значительным. Например, в постоянных ценах 1991 года ассигнования федерального бюджета на развитие науки и технологии уменьшились с 25 миллионов рублей в 1991 г. до 4,56 миллионов рублей в 1999 г., то есть почти на 80% в реальном выражении [6, с.24]. В свете того обстоятельства, что реальные расходы составили лишь часть выделенных ассигнований, опубликованные данные по ассигнованиям могут в действительности существенно занижать истинный размер сокращения расходов на НИОКР.

В результате расходы на развитие науки и технологии в России в расчете на душу населения намного ниже уровня, достигнутого в большинстве стран ОЭСР. По данным, приведенным в правительственной программе экономических реформ, "В 1998 году собственные расходы на НИОКР в расчете на душу населения в России составили 61 доллар, в то время как в США - 794,40 долларов, в Японии - 715 долларов и в Германии - 510,60 долларов. В результате к 2000 г. Россия по показателю расходов на развитие науки оказалась в группе стран с небольшим научным потенциалом (Венгрия, Греция, Португалия, Польша)". Принимая во внимание другой относительный показатель - государственные расходы на НИОКР в расчете на одного ученого, положение России оказывается еще более тяжелым. В 1996 г., например, общие расходы на НИОКР в расчете на одного ученого в США составили 189.000 долларов, в Японии - 148.000 долларов, во Франции - 177.000 долларов, в Германии и в Великобритании - приблизительно 150.000 долларов, а в Академии наук РФ, которая является вершиной научного истэблишмента России, - 5.000 долларов [6, с.45].

Как вид деятельности управление инновационными процессами основывается на специальных знаниях (в том числе в немалой степени на научных методах - системного анализа, теории управления, моделирования и принятия решений и др.). Однако они в значительной мере не регламентированы, не носят характер нормативной или правовой базы, стандартов или инструкций. Для промышленных организаций, занимающихся инновационной деятельностью, остро стоит проблема выявления необходимых и достаточных декларативных знаний, определения процедурных знаний и формирования концепции управления знаниями в организации.

Создание базы знаний в организации нового типа направлено на формирование, функционирование и взаимодействие специализированных локальных центров, в которых концентрируются знания, навыки и опыт, обосновываются и принимаются решения. В таких центрах осуществляется системный анализ декларативных знаний и формирование процедурных знаний. Функционирование базы знаний - это эволюционный процесс саморазвивающейся системы знаний [4, с.19].
Динамично развивающиеся организации всего мира используют в своей практике методы и средства управления знаниями. Исследования, проведенные Международной ассоциации менеджеров проектов (Project Managemant Institute) в США, показали, что внедрение баз управления знаниями в производство наукоемких изделий сокращает затраты на проекты на 10-15% и около 10-25% времени при том, что затраты на управление проектами составляют в среднем 6.5% стоимости проектов и программ. При той жесткой конкуренции, которая существует на западных рынках, фирмы, которые не используют технологий управления знаниями проигрывают в конкурентной борьбе.

Менеджмент знаний направлен на формирование, функционирование и взаимодействие специализированных локальных центров, в которых концентрируются знания, навыки и опыт, обосновываются и принимаются решения. Принятие решений понимается в широком смысле и связано с реализацией самых различных функций организационного управления. В таких центрах осуществляется системный анализ декларативных знаний и формирование процедурных знаний. Функционирование подобного центра это эволюционный процесс формирования метазнания - саморазвивающейся системы знаний.

Потребность в развитии центров знаний обусловлена объективными причинами. Одна из наиболее важных - необходимость создания эффективных систем управления организацией. Особую остроту эта проблема имеет для крупных фирм с масштабной сферой деятельности (корпораций, финансово-промышленных групп). Она становится для них актуальной, поскольку они располагают многовариантными возможностями выбора источников формирования, способов концентрации, направлений использования ресурсов (финансовых, материальных, интеллектуальных и др.). Возрастающее значение при этом приобретает координация управления организацией.

Движение в сторону "общества знаний" продолжается с нарастающей скоростью. Персонал организации, поддерживающий непосредственные контакты с потребителями, оказывает большое влияние на восприятие последними качества услуг, прежде всего тех, производство которых характеризуется высокой степенью взаимодействия между обеими сторонами. Управление взаимоотношениями - это новая категория информации, в которой учитывается человеческий фактор и которая концентрируется на эффективной политике организации. Этот тип информации в свою очередь имеет смысл делить на четыре подтипа: управление взаимоотношениями с клиентами, поставщиками, дистрибьюторами и персоналом.

  • Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM, Customer Relationship Management) - это информация о ваших клиентах, их поведении при совершении покупок и обслуживании и доставке.

  • Управление взаимоотношениями с поставщиками (SRM, Supplier Relationship Management) - это информация о ваших поставщиках, их производительности и каналах доставки.

  • Управление взаимоотношениями с дистрибьюторами (DRM, Distributor Relationship Management) - это информация, которая помогает дистрибьюторам повышать качество обслуживания.

  • Управление персоналом (HRM, Human Resource Management) - это информация, которая помогает оптимизировать людские ресурсы, контролировать распределение льгот, содействует в продвижении по службе и повышает удовлетворение от работы (рис.1).

Управление знаниями в 'открытой' экономике - Управление взаимоотношениями в организации

Рисунок 1. Управление взаимоотношениями в организации

Опыт Китая, Японии, Кореи, США и других развитых стран свидетельствует о том, что система управления знаниями есть мощное средство выхода из экономического кризиса и метод решения крупных научных, производственных и социальных проблем. Именно этот метод является средством управления в изменяющихся условиях и развивающихся системах, в условиях нестабильности и неопределенности, когда недостаточно проработаны вопросы законодательства, в условиях слабо контролируемого роста цен и дефицита ресурсов, отказа государства от непосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, в условиях появления собственников и частных инвесторов, нестабильной налоговой системы и другие [6, с.77].

В странах с традиционно рыночной экономикой управление знаниями перестало быть только средством управления последовательностью и темпом выполнения работ с целью их своевременного завершения. УП стало требованием корпоративного заказчика / клиента, побуждающего оптимизировать все усилия по проекту/продукту, предпринимаемые командами, интегрируясь с производителями, поставщиками, системой послепродажного обслуживания. Компании и эксперты, работающие в этой области, образовали необходимые профессиональные структуры и создали международные ассоциации, куда входят национальные и международные организации - инвестиционные, промышленные, строительные, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, где проводятся конгрессы и симпозиумы, где издаются журналы, книги и учебники, где имеется свой рынок программного обеспечения.

В рамках интеграции России в мировое сообщество надлежит решить нижеследующие задачи:

1. Создание новых (адаптация действующих) структур

Различают следующие схемы решения указанной задачи:

  • Создание, наряду с традиционными - как правило, функционально ориентированными (производство, планирование, финансирование, контроль, учет, кадры и др.) подразделениями компаний, новых - проектно-ориентированных структурных образований (проект А, проект Б и др.). Новые подразделения могут функционировать как на постоянной, так и на временной - проектной, основе.

  • Создание специализированных организаций - профессиональных управляющих, выполняющих функции проект-менеджера для заказчика; в данном случае под заказчиком подразумевается любой из участников проекта, "нанимающий" консультанта.

2. Разработка механизма функционирования

Наиболее важным вопросом механизма функционирования проектно-ориентированных структур является их статус - то есть, мера ответственности за результаты своей деятельности. В соответствии с принятой в книге классификацией возможны следующие варианты схем, определяющих статус новых структур управления проектом: "основная", "расширенное управление", "под ключ". Каждая из этих схем имеет, как известно, определенную область применения и определяет меру делегирования заказчиком (инвестором) своих полномочий руководителю проекта (проект-менеджеру).

Очевидно, что на первых порах заказчик (инвестор) будет руководствоваться менее рискованной для него "основной" схемой и лишь со временем начнет делегировать проект-менеджеру полномочия распоряжаться от его имени финансовыми ресурсами и обеспечивать запуск проекта в эксплуатацию.

3. Подготовка кадров

В связи с тем, что речь идет о создании новой для России системы подготовки профессиональных руководителей проектов всех уровней, следует рассматривать следующие направления работы:

Высшие учебные заведения. Ряд вузов - в основном, строительного, экономического и управленческого профилей, организовали соответствующие специальности/специализации, однако потребуется несколько лет, для того чтобы предприятия начали получать дипломированных молодых специалистов на регулярной основе.

Повышение квалификации/переподготовка специалистов. Целесообразно организовать целевую переподготовку дипломированных специалистов в специальных учебных центрах - при авторитетных консалтинговых фирмах или профильных высших учебных заведениях. К сожалению, "пионерный" опыт некоторых вузов не нашел пока достойного развития. В этот же период должны быть подготовлены необходимые учебные программы и материалы.

Установлено, что эффективность обучения - в том числе, переподготовки специалистов-практиков значительно повышается, если обучающиеся с самого начала объединены в "команды" с конкретным распределением ролей - так, как это и делается на практике. С этой точки зрения предприятия и организации выиграют, если будут и обучать своих работников не поодиночке, а группами, составленными из специалистов тех служб компании, которые в будущем будут управлять проектами.

Учет психологических аспектов кадрового обеспечения управления проектами. Имеется в виду необходимость организации квалифицированной помощи специалистам, осваивающим проект-менеджмент, в адаптации к условиям работы в "командах", принципиально отличающихся от принятых в командно-административной системе.

4. Технология управления

Процесс управления проектами должен быть надлежащим образом информатизирован, поддерживаться современными технологиями, для чего необходимо:

  • создать и поддерживать в актуальном состоянии базы и банки данных по всем фазам и этапам жизненного цикла проектов.
  • внедрить современные автоматизированные системы планирования и контроля, а также средства обработки и передачи данных.

Следует помнить, что степень сложности (а, значит, и цена) используемой информационной технологии должны соответствовать сложности и размеру проекта. Если это правило нарушить, заказчик понесет необоснованные потери - как в случае необоснованной сложности используемой технологии, так и при недооценке важности этого весьма существенного фактора.

В качестве стратегии выживания в новой среде во многих развитых странах, рассматриваются CALS - технологии. CALS понимается как Continuous Acquisition and Life Cycle Support - непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделия или продукта. По своей сути сегодня CALS является глобальной стратегией повышения эффективности бизнес-процессов, выполняемых в ходе жизненного цикла продукта за счет информационной интеграции и преемственности информации, порождаемой на всех этапах жизненного цикла.

Средствами реализации данной стратегии являются CALS-технологии, в основе которых лежит набор интегрированных информационных моделей - самого жизненного цикла и выполняемых в его ходе бизнес-процессов, продукта (изделия), производственной и эксплуатационной среды и пр. Возможность совместного использования информации обеспечивается применением компьютерных сетей и стандартизацией форматов данных, обеспечивающей их корректную интерпретацию.

Идеальной основой для решения такой задачи является использование единой интегрированной модели продукта и его жизненного цикла, описывающей объект настолько полно, что выступает в роли единого источника информации для любых выполняемых в ходе его жизненного цикла.

Литература

1. Science and Engineering Indicators. 2000, National Science Board. - Wash., 2000.

2. Rescher N. Scientific progress: A philosophical essay on the economics of research in natural science. - Oxford, 1978.

3. Наука России в цифрах. Статистический сборник. - Москва: ЦИСН, 2000.

4. Fusfeld P., Haklisch С. Cooperative R & D for competitors. Harvard Bus. Rev. - Boston, 1985. - Vol.30, N 6. - p. 4-1-1.

5. Авдулов A.Н., Кулькин А.М. Власть, наука, общество. - М.: ИНИОН РАН, 1994.

6. Trends in small companies R & D expenditures. National Science Foundation - Wash., 2003.

к.э.н. Романова Мария Вячеславовна,
Лектор Государственного Университета Управления,
Университета Джорджа Вашингтона (США),
Университета Руана (Франция),


Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону (495) 748-03-13 или по электронной почте avtor@src-master.ru.




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning