Вверх

+7 (495) 748-03-11

+7 (495) 748-03-12

+7 (495) 748-03-13

пн. - пт. с 9.00 до 18.00

Участвовать



Новости:

«Шеф» e-Learning Мастер приготовил для Вас «бесплатный коктейль».

19.10.2018

Чем порадует расписание 2019 года?

12.10.2018

На бесплатном вебинаре Марины Снежковой.

05.10.2018
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Прогностическая беседа с сотрудником. Как узнать больше?*


Александр Князев, Гаяне Аринина

Целенаправленно построенная прогностическая беседа поможет составить представление об особенностях характера человека, его мотивации, эмоциональной сфере и других личностных качествах. Эта информация станет основой для развернутой характеристики.

Для проводящего беседу важно слушать и понимать человека (проявлять заинтересованность, сопереживание и внимательность). Во время беседы с кандидатом на работу или работником необходимо удовлетворять его эмоциональную потребность чувствовать себя значимым, защищенным и уважаемым. Можно воздействовать на самооценку личности и корректировать ее, акцентируя внимание на успехах и напряжениях. Не стоит забывать, что «самая большая помощь, которую мы можем предложить другим – это вера в их способность быть лучше».

Проводящий беседу должен и может задавать положительные установки относительно определенных процессов и явлений, чтобы избежать их болезненного восприятия. Если в процессе беседы проявляется агрессивность, отмечаются невротические проявления, то беседа должна быть прекращена, переосмыслена стратегия и условия ее проведения, и в то же время усилено наблюдение за человеком.

При этом практика показывает, что ведение каких-либо записей в процессе беседы нецелесообразно, т.к. это приводит к нарастанию тревожности и к закрытости человека.

Для успешного проведения беседы важно правильно понимать и соотносить особенности культурного развития изучаемой личности с собственным (необходимо уметь «смотреть на мир глазами другого»).

Для чего проводить беседу?

  • Чтобы установить значимые особенности, факторы, выдвинуть гипотезы о психическом статусе личности;
  • чтобы собрать актуальную информацию об опыте личности;
  • чтобы уточнить, расширить и контролировать имеющиеся данные.

Как подготовиться к беседе?

  1. Определите характер информации, которую необходимо получить.
  2. Составьте приблизительный перечень вопросов, которые должны быть заданы.
  3. Составьте план вопросника.
  4. Предварительно просмотрите подготовленный план и попробуйте представить себя на месте человека, отвечающего на предложенные вопросы.
  5. Внесите исправления в подготовленные вопросы для того, чтобы сделать их доступными для понимания и более целенаправленными.

Какие типы вопросов можно использовать?

  • Открытые вопросы, предполагающие произвольные варианты ответа (ответ может быть любым);
  • вопросы закрытые, предполагающие структурированные варианты ответа на выбор (знаю – не знаю; да – нет);
  • вопросы с возможными множественными вариантами выбора (часто, иногда, редко, никогда; очень хорошо, хорошо, не очень хорошо, не хорошо, плохо).

Какую информацию можно получить с помощью вопросов?

  • О социальном положении;
  • о профессиональном опыте;
  • о фактах поведения в прошлом или настоящем (самого опрашиваемого или других людей);
  • об источниках знаний личности;
  • об увлечениях и интересах;
  • о ключевых потребностях, мотивах.

Существуют правила формулирования вопросов в процессе прогностической беседы, о которых необходимо помнить:

  • Не спрашивайте сразу о многом! Вопрос логически не должен предполагать два и более ответа. Не дайте партнеру запутаться.
    Пример неудачного вопроса предполагающего многосложный ответ: «Какие изменения следует внести в наиболее важные, по Вашему мнению, формы организации профессиональной деятельности сотрудников?».
  • Необходимо использовать язык, доступный для понимания. Дело в том, что иногда вопрос может быть непонятен для опрашиваемого. Например: «Вы хотели бы стать брокером или дилером?».
  • Вопрос должен быть коротким. С конца вопроса должно быть видно его начало!
  • Если это необходимо для понимания, поясните свой вопрос.
  • Не задавайте абстрактных вопросов. Помните, каков вопрос – таков и ответ. Необходимо помнить, что человек полимотивированное и ситуативно-ориентированное существо.
  • Отрицательные и положительные варианты ответов (при их множественности) должны быть уравновешены количественно.
  • Необходимо сделать все, чтобы устранить проявления психической защиты со стороны опрашиваемого. Сформируйте позитивный «рабочий альянс».
  • Преодолевайте стереотипы опрашиваемого: включайте его воображение, играйте с ним.
  • Избегайте заезженных, формализованных слов-штампов во взаимодействии. Эмоционально наполняйте речь.
  • Избегайте собственных внушающих проекций на опрашиваемого: «Не кажется ли Вам...», «Не считаете ли Вы...».
  • Наращивайте в ходе опроса интерес к взаимодействию.
  • Руководствуйтесь в прояснении проблемы принципом «от простого к сложному», «от менее напряженного к более напряженному и эмоционально окрашенному».
  • Личностно значимые факты и события обсуждайте лишь после того, как сформирован «рабочий альянс» (взаимное расположение).
  • Последующее в опросе должно уточнять предыдущее.
  • Не задавайте внезапных, эмоционально насыщенных вопросов. Помните, что на вопpосы «в лоб» могут быть получены ответы «по лбу».

При конструировании плана беседы чаще спрашивайте себя:

  • Hе трудно ли понять смысл моего вопроса?
  • Не слишком ли абстрактен мой вопрос?
  • Не потребует ли мой вопрос особого красноречия для ответа?
  • Hе требуется ли особое внимание для понимания моего вопроса?
  • Не существует ли опасности утомления опрашиваемого из-за большого количества вопросов?
  • Не предъявляет ли вопрос слишком высоких требований к памяти?
  • Не может ли у опрашиваемого возникнуть желание угодить кому-то своим ответом, исказить его в силу каких-либо других причин?
  • Не повлияют ли на ответ опасения, страх, недоверие?
  • Не посягает ли вопрос на статус личности?
  • Hе носит ли вопрос слишком интимный характер?
  • Нет ли вероятности конфликта вопроса с идеализированным представлением опрашиваемого о себе?
  • Все ли обстоятельства, затрагиваемые в вопросе, осознаются личностью?

И все же изучение личности посредством прогностической беседы и включенного наблюдения носит довольно субъективный характер. Эксперт может быть пристрастен к изучаемой личности по каким-либо основаниям, порой не вполне осознанным им самим.


Глава из книги «Изучение личности в организации».




Вы можете задать автору интересующие вас вопросы по телефону +7 (495) 748-03-13 или по электронной почте avtor@src-master.ru.

Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning