Вверх




Новости:

В помощь - ближайшие открытые программы в SRC.

27.02.2024

Присоединяйтесь к бесплатному вебинару практика в лидогенерации и комплексном интернет-маркетинге.

09.02.2024

Автор делового бестселлера снова в Москве в Бизнес-школе SRC.

11.01.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Приоритетные направления развития смарт-карточного бизнеса


Ильдеменов Андрей Сергеевич

После запуска и вывода на проектную мощность пилотного карточного проекта невольно возникает вопрос: что делать дальше? При различных итогах реализации проекта, инвестиционных возможностях и определенных рыночных ожиданиях банка, на него может быть дано несколько ответов.

Реализованный карточный проект может оправдывать либо не оправдывать ожиданий и вложений банка. В последнем случае возможна реструктуризация действующего проекта с целью его дальнейшей продажи. Самое печальное, что в такой ситуации вместе с бизнесом банк продает самое дорогое и уникальное - опыт реализации карточного проекта. Как правило, проектные команды менеджеров и специалистов переходят на работу к новому владельцу проекта и дальше его сопровождают.

При успешной реализации возможны два варианта развития событий:
А) Принимается решение ограничиться достигнутым. Все усилия концентрируются на повышении эффективности действующей платежной системы. В данном случае банк локализует свои знания и положительный опыт, но сохраняет собственное ноу-хау по эффективному внедрению карточного проекта. А специалисты банка могут выступать в качестве консультантов по разработке проектов развертывания платежных систем и их дальнейшего сопровождения.
Б) Принимается решение дальнейшего развития смарт-карточного бизнеса и расширения масштабов платежной системы. Для этого банк должен:

  • выработать стандарты реализации подготовки, запуска и сопровождения карточного проекта;
  • сформировать проектные команды;
  • провести комплексный анализ экономического состояния, конкуренции, рисков и карточной привлекательности территорий с выделением приоритетных;
  • определить ресурсные лимиты банка для дальнейших инвестиций в карточные проекты;
  • оформить соглашения с партнерами и участниками на соответствующих территориях.

Одним из ключевых моментов является выбор приоритетной группы территорий. При ее определении следует принять во внимание тот факт, что 80-90% всех получаемых доходов среднестатистический россиянин тратит в месте проживания. Основной клиент платежной системы - это работники предприятий, продукция и услуги которых сегодня востребованы на платежеспособном рынке, имеются тенденции роста объемов производства и увеличения заработной платы. Именно на таких предприятиях следует начать распространение карточек. Одновременно требуется формировать сеть приема платежей в местах потребительских трат (розничная торговая сеть, заводские столовые, места приема коммунальных платежей и т.д.). Идеально, если банк сумеет привлечь на обслуживание организации, участвующие в приеме розничных платежей. В этом случае сроки сохранения денежных средств на корсчетах банка значительно возрастают, что дает больше возможностей по размещению свободных ресурсов.

Согласно табл. 1, лидирующие позиции по среднемесячной номинальной начисленной зарплате в 1988 г. занимают регионы, расположенные на севере России. Сказываются экстремальные климатические условия и различные формы дополнительных выплат, а также то, что на северных территориях удельный вес работников бюджетной сферы на порядок ниже, чем на материке. Так сложилось, что работники бюджетной сферы имеют уровень заработной платы значительно ниже, чем на предприятиях различных форм собственности. Но в таких регионах многие объекты социальной инфраструктуры находятся на балансах крупнейших градо- и регионообразующих предприятий, которые одновременно являются основными налогоплательщиками в региональные и местные бюджеты. Так, например, по оценкам экономистов, РАО "Норильский никель" вынуждено тратить на поддержание социальной сферы до 40 % от получаемой прибыли.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в регионах в 1998 г.

№п/п Регион зарплата, USD1
1 Ямало-Ненецкий автономный округ 308,11
2 Чукотский автономный округ 2 245,98
3 Ханты-Мансийский автономный округ 3 242,90
4 Корякский автономный округ 219,98
5 Тюменская область 209,84
6 Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ 195,12
7 Республика Саха (Якутия) 179,94
8 Камчатская область 177,76
9 Магаданская область, 159,65
10 в т.ч. Ненецкий автономный округ 151,84
11 Сахалинская область 144,55
12 Эвенкийский автономный округ 143,20
13 Мурманская область 128,55
14 Республика Коми 127,65
15 Москва 114,35
16 Красноярский край 114,35
17 Хабаровский край 106,76
18 Иркутская область 103,38
19 Приморский край 93,76
20 Кемеровская область 92,56

Рассматривая численность населения в регионах и его распределение по основным возрастным группам (табл. 2), можно определить не только территории, но и конкретные населенные пункты, где максимально сконцентрированы потенциальные клиенты - держатели карточек, а также прогнозировать основные маршруты их передвижения. Это необходимо для формирования связанных звеньев инфраструктуры приема платежей (например: заводской поселок - универсальный магазин районного центра), которые обеспечивают целостность платежной системы на конкретной территории. В этом смысле идеальным местом развертывания смарт-карточного проекта являются закрытые административно-территориальные образования.

Численность населения в регионах

№п/п Регион Все население, тыс. чел. Удельный вес трудоспособного
1 Москва 8538,2 58,7 %
2 Московская область 6500,5 59 %
3 Краснодарский край 5009,9 56 %
4 Санкт-Петербург 4695,4 60,3 %
5 Свердловская область 4631 59,1 %
6 Ростовская область 4367,9 57,3 %
7 Республика Башкортостан 4110,3 56,1 %
8 Республика Татарстан 3784 57,3 %
9 Нижегородская область 3687,7 57 %
10 Челябинская область 3678,2 58,5 %
11 Самарская область 3305,3 59,8 %
12 Тюменская область 3243,5 64,7 %
13 Красноярский край 3075,6 60,9 %
14 Кемеровская область 3002,1 59,4 %
15 Пермская область 2969,7 59,3 %
16 Иркутская область 2758,2 60 %
17 Новосибирская область 2748,2 59,4 %
18 Саратовская область 2719 58,2 %
19 Волгоградская область 2693 57,4 %
20 Алтайский край 2664,8 9 %

На вопрос о том, где клиент - держатель карточки может тратить деньги, должны ответить эксперты проектных команд. В табл. 3 приведена примерная структура потребительских расходов.

Структура потребительских расходов

- п/п Наименование статьи В %%
1 Потребительские расходы - всего, в т.ч. 100
1.1. расходы на покупку продуктов для домашнего питания, в т.ч. на покупку: 51,3
1.1.1. хлеба и хлебных продуктов 8,2
1.1.2. картофеля 0,9
1.1.3. овощей и бахчевых 2,9
1.1.4. фруктов и ягод 2,5
1.1.5. мяса и мясных продуктов 14,2
1.1.6. рыбы и рыбных продуктов 2,9
1.1.7. молока и молочных продуктов 7,3
1.1.8. сахара и кондитерских изделий 6
1.1.9. яиц 1,1
1.1.10. масла растительного и других жиров 2,1
1.1.11. чая, кофе, безалкогольных напитков 3,2
1.1.12. питания вне дома (общественное питание) 2
1.1.13. алкогольных напитков 2,6
1.2. расходы на покупку непродовольственных товаров, в т.ч. на покупку: 30,2
1.2.1. одежды, обуви, белья, тканей 12,9
1.2.2. телерадиоаппаратуры, предметов для отдыха и увлечений 2,8
1.2.3. транспортных средств 2,3
1.2.4. строительных материалов 1,1
1.2.5. топлива 1
1.2.6. товаров и принадлежностей по ведению хозяйства, мебели 4,2
1.2.7. предметов личной гигиены, фармацевтических и медицинских товаров и др. 3,8
1.2.8. табачных изделий 1,4
1.2.9. галантереи и других товаров 0,7
1.3. расходы на оплату услуг, в т.ч.: 13,9
1.3.1. жилищно-коммунальных услуг, из них оплата: 5,2
1.3.1.1. жилья 1,5
1.3.1.2. электроэнергии 0,8
1.3.1.3. газа 0,7
1.3.1.4. центрального отопления 0,8
1.3.1.5. воды и других коммунальных услуг 1,4
1.3.2. услуг по ремонту (изготовлению), из них: 1
1.3.2.1. одежды и обуви 0,2
1.3.2.2. мебели, предметов домашнего обихода, электротоваров и т.д. 0,1
1.3.2.3. транспортных средств 0,3
1.3.2.4. квартир, домов и других построекм 0,4
1.3.2.5. прочих бытовых 0,8
1.3.3. учреждений культуры 0,5
1.3.4. в системе образования, из них: 1
1.3.4.1. дошкольного 0,2
1.3.5. медицинских 0,6
1.3.6. санаторно- оздоровительных 0,5
1.3.7. правового характера 0,1
1.3.8. пассажирского транспорта 2,6
1.3.9. связи 1,2
1.3.10 прочих 0,4

В каждом конкретном случае при разработке и обосновании смарт-карточного проекта специалистами могут быть предложены различные показатели. Существует множество методик последующей критериальной оценки каждой территории на основе таких показателей. Все эти данные служат исходным материалом для подготовки расчетной части - модели окупаемости проекта.

Банковские технологии N6(66) 2000





Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning