Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Примите участие в нашем исследовании для HR-специалистов.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Аннотация
Данная статья посвящена общему рассмотрению референтных (типовых) моделей банковской деятельности, их особенностям и использованию. Автор обосновывает необходимость данных моделей. Приводятся примеры из практики и собственные авторские разработки.
Модели банковской деятельности рассматриваются с точки зрения бизнес-инжиниринга, т.е. это модели бизнес-процессов, организационных структур, стратегий, документов, систем управления и др.
Термины «типовая бизнес-модель», «эталонная модель», «типовые документы», «успешные практики» всё чаще звучат в повседневной банковской жизни, на конференциях и в кругах специалистов. В источниках существуют различные определения данных терминов. Составим наиболее общее определение применительно к банковской сфере.
Референтная (reference, референсная, типовая) модель – это обобщение наилучших описаний (документов, схем, решений, практик) для определённого объекта с учётом его специфики. В качестве объекта может выступать: деятельность банка в целом, деятельность подразделения, бизнес-процесс, система управления. С помощью типовой модели накапливается и систематизируется знания и опыт банка, либо банковской отрасли в целом. Иными словами, это определённая база знаний.
Отметим, что типовая модель не является полностью универсальной моделью, т.е. одинаково эффективно применимой для всех банков, задач и ситуаций. В типовой модели могут быть, как универсальные компоненты (например, перечень типовых показателей для бизнес-процессов любого банка), так и специализированные компоненты (например, модель бизнес-процесса «Управление филиальной сетью» для крупного банка).
Типовую модель не следует считать идеальной моделью для конкретной задачи / ситуации. Она является приближением к идеалу в определённой степени. Типовая модель всегда должна дорабатываться под конкретную задачу / ситуацию с учётом актуальной информации внутренней и внешней среды банка (например, требований Банка России).
Отметим, что типовая модель банковской деятельности рассматривается автором с точки зрения бизнес-инжиниринга – см. [3], т.е. это модели бизнес-процессов, организационных структур, стратегий, документов, систем управления и др. Есть большое количество моделей, которые выходят за рамки настоящей статьи: модели управления рисками, финансовые модели, модели по маркетингу, модели систем безопасности и др.
Если типовая модель банковской деятельности охватывает большинство основных областей деятельности банка, то она называется Комплексной.
Эталонная модель – абстрактная модель предметной области (объекта), содержащая основные концепции, структуры, понятия, связи.
Общий обзор Интернет-ресурсов показал, что в различных отраслях и компаниях разработаны референтные модели. Например:
Помимо отраслевых бизнес-моделей есть модели, которые применимы для многих отраслей. Как правило, это модели, относящиеся к управляющим и обеспечивающим бизнес-процессам, которые мало зависят от какого-то бизнеса. Например, «Восьми процессная модель», ITSM (IT Service Management, управление ИТ-обслуживанием) – подмножество библиотеки ITIL, описывающее процессный подход к предоставлению информационных технологий и обеспечению их использования.
Также большого внимания заслуживают отраслевые приложения [5] стандартов серии ISO 9000, рекомендуемые комитетом ISO TC № 176.
Но, к сожалению, в данном списке [5] нет материалов применительно банковской отрасли. Причин этому может быть несколько.
Задачами по разработке стандартов банковских бизнес-процессов занимается Координационный комитет по стандартам качества банковской деятельности Ассоциации Российских Банков (далее – Комитет). Комитетом проделала большая и ценная работа, утверждено более 10 стандартов процессов / качества:
Активно ведётся разработка новых стандартов, регулярно организуются рабочие группы, заседания, конференция «Банки. Процессы. Стандарты. Качество».
Однако разработанные стандарты нельзя отнести в полной мере к типовым моделям банковской деятельности. К тому же у них есть ряд минусов, которые требуют доработки.
В данном случае исключением является «Стандарт качества организации работы по описанию и оптимизации бизнес-процессов в кредитных организациях». Суть стандарта составляет таблица, в которой по строкам перечислены требования к описанию и оптимизации бизнес-процессов в банке, а по столбцам перечислены уровни зрелости. На пересечении строк и столбцов стоят отметки – на каком уровне зрелости, какие требования должны выполняться.
Например, если банк соответствует уровню зрелости «Управляемый», то в нём должны быть:
Автор настоящей статьи предъявляет следующие требования к типовой модели банковской деятельности.
К сожалению, автору не известны типовые модели для банковской деятельности, которые бы удовлетворяли данным требованиям и были в открытом доступе. Обосновать это просто. Любая полноценная модель разрабатывается в программном продукте бизнес-моделирования. На российском рынке есть всего лишь несколько успешных и наиболее популярных программных продуктов данного класса, и изучение их дилеров свидетельствует о вышеприведённом утверждении.
Поэтому автор ведёт собственные разработки [1], [2] и активно публикует их материалы.
Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет авторская разработка «Комплексная типовая бизнес-модель коммерческого банка» [1]. Она содержит успешные практики и решения, модели, документы, регламенты по основным областям менеджмента и бизнес-инжиниринга в банке: стратегия и BSC / KPI, бизнес-процессы, организационная структура и персонал, методология и банковские продукты, качество и ISO 9000, регламентация и документооборот, системная архитектура, многое другое. С технической стороны, комплексная типовая бизнес-модель коммерческого банка – это электронная база данных, разработанная в программных продуктах бизнес-моделирования (например, «Business Studio»).
Другое интересное решение – «Типовая система менеджмента качества коммерческого банка» [2] (далее Типовая СМК банка). Типовая СМК банка – это совокупность основных компонентов СМК банка в документированном виде, которые разработаны специально для банковской отрасли и могут быть использованы в качестве эталона (типового успешного решения) для построения СМК. Структура Типовой СМК банка показана на Рис. 1.
Типовая СМК банка является эффективным инструментом и информационно-методическим пособием по формализации и совершенствованию деятельности банка, подготовки СМК банка к сертификации на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008.
Она применима, как для банков, которые начинают построение системы менеджмента качества практически с нуля, так и для банков, которые намерены совершенствовать уже функционирующую систему менеджмента качества.
В данном случае под системой менеджмента качества понимается инструмент комплексного повышения качества и эффективности деятельности банка. Поэтому в неё включены компоненты других систем управления, связанных с качеством и эффективностью деятельности банка (стратегическое управление и BSC / KPI, управление бизнес-процессами и методология, управление персоналом и др.).
Типовая СМК банка не является только комплектом формальной документации для сертификации банка на соответствие ISO 9000 (как это иногда принято считать). Большое количество практических применений Типовой СМК банка и её компонентов на банковских проектах показали, что она позволяет значительно повысить качество и эффективность бизнес-процессов банка, деятельности банка в целом. А получение банком сертификата соответствия ISO 9000 с помощью типовой СМК является этому дополнительным доказательством. Приведём примеры моделей банковской деятельности, которых входят в состав [1] и [2].
К сожалению, детальное рассмотрение данных моделей и методик их построения выходит за рамки настоящей статьи, поэтому для получения соответствующей информации рекомендуется использовать источник [3].
Например, многие банки при выделении и описании бизнес-процессов за основу берут типовое дерево бизнес-процессов и модели. Из дерева вычёркивают бизнес-процессы, которых в банке нет, добавляют бизнес-процессы, которые в дереве отсутствуют, но есть в банке. Далее при деталь-ном (графическом) описании бизнес-процесса сначала изучают его типовую модель, а затем уже проводят интервью исполнителей и изучают нормативные документы банка. При этом типовая модель бизнес-процесса дорабатывается под специфику банка, а не «рисуется» с нуля. Разработка показателей для бизнес-процесса также не является проблемой, если есть перечень типовых показателей. Не нужно придумывать то, что уже давно известно и применяется в других банках (т.е. «изобретать велосипед»).
Таким образом, метод «вычёркивания – дополнения» применяют ко всем типовым моделям банковской деятельности, превращая их в реальные банковские документы, технологии, системы.
Создание службы качества в банке или любого другого нового подразделения / бизнес-процесса / продукта будет выполнено намного быстрей и проще при наличии соответствующих типовых моделей / регламентов. Типовую модель банковской деятельности можно назвать конструктором, из которого строится реальная банковская деятельность. Т.е. банк, который её внедряет, вправе выбрать те элементы, которые для него наиболее востребованы и эффективны, переработать их по мере необходимости.
Использование и назначение типовой модели банковской деятельности
Для коммерческих банков
Для регулирующих и законодательных органов
Для консалтинговых компаний
Для компаний – системных интеграторов
Для начинающих банковских специалистов и студентов
Подведём итог. Типовая (референтная) модель является эффективным инструментом, который систематизирует все знания и опыт по рассматриваемой деятельности и предлагает их банку в удобной для использования форме. Наличие типовых моделей банковской деятельности и их широкое распространение в банковском сообществе необходимо и востребовано. Они позволят значительно повысить эффективность и качество работы, как коммерческих банков, так и банковской отрасли в целом, сэкономить время и финансовые ресурсы при реализации проектов, минимизировать риски. Они будут также иметь ценность для других участников рынка и заинтересованных сторон: консалтинговые компании, системные интеграторы, регулирующие и законодательные органы.
Одним из успешных решений автор рекомендует Комплексную типовую бизнес-модель коммер-ческого банка [1], а также Типовую систему менеджмента качества коммерческого банка [2].
Источники информации
[1]
[2]
[3] Исаев Р.А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 400 с. Ил.
[4] Методические рекомендации по организации функционирования системы менеджмента каче-ства в коммерческом банке.
[5] List of ISO 9001 Sector Applications.
Журнал "Управление в кредитной организации" №6/2010
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning