Если вы входите в число тех, кто «готовит телегу зимой», сейчас время это сделать со скидками до 50%.
Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Ильдеменов Андрей Сергеевич
В банковском секторе в последнее время обозначился целый ряд парадоксов. Оказавшись, к примеру, перед дилеммой - взять на себя все риски и начать кредитовать реальный сектор, либо вложить деньги во вновь выпущенные долговые гособязательства, доходность которых в три раза ниже, - банки в большинстве случаев выбирают облигации. Сбербанк снижает процентные ставки и по кредитам, и по вкладам. Теперь ставка по вкладам будет колебаться от 8 до 14%, то есть ниже уровня инфляции.
Иными словами, на рынке наблюдается тенденция сокращения доходности различных финансовых инструментов. В этих условиях банки кинулись искать по городам и весям перспективных клиентов, имеющих устойчивые рыночные позиции, стабильное финансовое положение и программы расширения бизнеса. Но таких клиентов немного, и в основном они уже имеют устойчивые и длительные связи со "своими" банками. Более того, крупные предприятия диверсифицируют источники заимствований и переходят к выпуску корпоративных облигаций для последующего их размещения на финансовом рынке.
Если рассматривать инерционный сценарий развития этой ситуации (т.е. "что будет, если не менять ничего"), то можно с уверенностью сказать, что многие банки довольно скоро дойдут до уровня нулевой рентабельности, и их собственникам придется принять логичное решение о ликвидации убыточной структуры.
Да, можно предпринять попытки реализации программы сокращения издержек, начать экономить "на всем". Пример подает Сбербанк, который в целях сокращения расходов и оптимизации работы филиальной сети резко сократил число своих территориальных банков: с 69 до 18. Но без роста качественных пассивов банка (увеличение уставного капитала владельцами банка, дополнительное привлечение на выгодных для банка условиях денег вкладчиков на депозиты и т.п.) с последующим их эффективным размещением удержать уровень доходов на желаемом уровне в большинстве случаев все-таки не удается.
В связи с этим, нисколько не отрицая достоинств других видов банковского бизнеса, хотелось бы остановиться на реализации банковских "смарт-карточных" проектов.
Любого предпринимателя, независимо от сферы деятельности, при рассмотрении предложения о новом виде бизнеса в первую очередь интересуют ответы на ряд простых вопросов:
Если ответ на них удовлетворителен и обоснован, у предпринимателя возникает повышенная заинтересованность к данному проекту и вполне закономерный вопрос: Как его реализовать?
В случае карточного проекта банк преследует следующие цели:
Резкое увеличение объема краткосрочных пассивов в виде остатков на карточных счетах клиентов предусматривает реализация "зарплатных" проектов с корпоративными клиентами банка, когда заработная плата каждого работника перечисляется на индивидуальный карточный счет, с которого он может снять наличные через кассу банка или банкомат, либо расплатиться при помощи карты в предприятии торговли или сферы услуг.
У менеджеров банка, определяющих объекты и инструменты вложения свободных средств, первым делом возникает вопрос: с какой интенсивностью работники предприятия тратят деньги? Представление об этом дает графическая выдержка из аналитического отчета управления пластиковых карт банка, развивающего собственные карточные проекты, которая показывает динамику изменений остатков по карточным счетам работников одного из металлургических предприятий.
Как видно из графика, пик оттока денег приходится на 1-5 день с момента зачисления, а затем общая тенденция сглаживается. В зависимости от уровня заработной платы банк ежемесячно в виде неснижаемых остатков по счетам получает от 10 до 25 % общего размера ФОТ предприятия.
Это реальный источник дешевых и выгодных для банка пассивов. В дальнейшем необходимо:
Подобная нумерация счетов в балансе банка позволяет группировать индивидуальные счета держателей карточек как по месту работы и соответствующему подразделению, так и по размеру оклада. Эта процедура необходима и становится в перспективе очень важной для анализа данных управленческого учета, подготовки различных аналитических справок по различным категориям карточных счетов, прогнозирования движения денежных средств держателей карточек и их дальнейшего поведения.
Начиная эмиссию карт на предприятии, еще не участвующем в проекте, банк должен руководствоваться тем, что в первую очередь карточки должны быть выданы наиболее высокооплачиваемым специалистам (руководство предприятия) и обязательно профсоюзным лидерам - как гарантам состоятельности проекта. Такой шаг очень полезен с экономической и психологической точки зрения, когда новшество идет планомерно и "с головы". У работников предприятия становится меньше опасений относительно возможной авантюрности проекта.
Очередность выдачи карт в зависимости от размера оклада работников приведена на схеме. Категория самых высокооплачиваемых работников на предприятии по численности небольшая, но для банка она наиболее привлекательна, так как размер ежемесячных зачислений на карт-счета и объем неснижаемых остатков здесь самый большой. Кроме того, операционные затраты на обслуживание таких карточных счетов минимальны. Затем карты могут быть выданы работникам с более низкими окладами, но их количество будет на порядок выше.
После выдачи карт их прием обязательно должен быть обеспечен, что называется, "под рукой": в заводских столовых и магазинах, в торговой сети в местах проживания работников и т.п.
Банку необходимо ориентироваться на то, что эмиссия собственных карт должна быть, с одной стороны, массовой, а, с другой - "рабочей", т.е. карточный счет каждого нового клиента должен работать в длительной перспективе. Основной показатель функционирования системы - не количество эмитированных карт, а денежный оборот в системе.
Естественно, банк должен стремиться к сохранению безналичного оборота по карточным счетам своих клиентов у себя на корреспондентском счете максимально долго. Для этого необходимо, чтобы предприятия розничной торговли и сферы услуг, принимающие карточки, открывали свои расчетные или транзитные счета в данном банке. В этом случае банк может достичь идеального состояния платежной системы с точки зрения получения доходов:
Представление о возможном обороте по карточным счетам можно составить исходя из следующих параметров: предприятие, имеющее среднесписочную численность работающих 1 тыс. человек и выплачивающее среднюю заработную плату 100 USD в рублевом эквиваленте, ежемесячно формирует и выплачивает фонд оплаты труда в размере 2 млн. 800 тысяч рублей.
С технологической точки зрения только микропроцессорные или "смарт-карты" наилучшим образом подходят именно для обслуживания мелких повседневных платежей, а значит, и для построения крупномасштабных платежных систем.
Банковские технологии N9(69) 2000
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning