Вверх




Новости:

Бесплатный вебинар для менеджеров по продажам и руководителей коммерческих подразделений состоится совсем скоро.

10.04.2024

В помощь - ближайшие открытые программы в SRC.

27.02.2024

Присоединяйтесь к бесплатному вебинару практика в лидогенерации и комплексном интернет-маркетинге.

09.02.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Как сделать работу по внедрению СМК на основе ИСО серии 9000 плодотворной?


Олег Левяков

В современных реалиях, деятельность любой организации должна приносить доход, идет ли разговор о производстве или о предоставлении какой-либо услуги. В этом должен быть заинтересован весь персонал – от работников до администрации.

И всегда встает вопрос – а как правильно построить работу организации, какая стратегия будет верной? Мировой опыт развития предприятий самого различного масштаба показал необходимость использования системы, направленной на обеспечение высокого качества управления, а через нее – создание качественного товара или услуги. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества (СМК), разработанной для постоянного улучшения деятельности с учётом потребностей всех заинтересованных сторон.

Для успешного руководства организацией и её функционирования необходимо управлять ею систематически и прозрачным способом, а Система менеджмента качества – это именно система, регулирующая деятельность организации, включая взаимоотношения подразделений, на системной основе и ставящая своей основной задачей соблюдение определенного уровня качества и его постоянное повышение.

Менеджмент качества предполагает следующие действия:

  • определение целей в области качества (планирование);
  • безусловное выполнение требований к качеству (управление);
  • создание уверенности у потребителей в надежности (обеспечение);
  • усиление требований к качеству (улучшение).

Разработка СМК – процесс достаточно сложный и кропотливый.

Но как сделать работу по внедрению СМК на основе ИСО серии 9000 плодотворной?

Прежде всего, следует задаться вопросами: зачем предприятия внедряют стандарты ИСО серии 9000 и какой может быть при этом стратегия их руководителей? Практика показывает, что в большинстве случаев высшее руководство преследует 2 основные цели:

  1. использование их как средство повышения эффективности деятельности предприятия, а затем, по мере необходимости, сертификации СМК на соответствие требованиям стандартов.
  2. внедрение их только с целью сертификации СМК.

Постановка и достижение 1 цели в максимальной степени позволяет свести к минимуму опасность формального внедрения стандартов ИСО серии 9000. При реализации такой стратегии на 1 план выступают не процедуры, а качество продукции (услуг) и процессов, а также творческий подход к решению возникающих проблем. Именно это является гарантией, что деятельность по повышению качества работы и её результатов не будет заменена работой с бумагами. Такая стратегия создаёт необходимые условия для реализации основных принципов, на которых базируются стандарты ИСО серии 9000: ориентация на потребителя, лидерство руководства, вовлечение работников, процессный подход, системный подход, непрерывное улучшение, взаимовыгодные отношения с поставщиками, принятие решений на основе фактов. Эти восемь принципов определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.

Внедрять стандарты ИСО серии 9000 необходимо на основе осознанной внутренней потребности коллектива повысить качество оказываемых услуг, признание всеми сотрудниками принципов, положенных в основу ИСО 9000:

  1. Ориентация на потребителя. Первостепенной задачей ставится удовлетворение запросов потребителя и стремление их превзойти.
  2. Лидерство со стороны руководства организации. Функционирование такой системы предполагает управление и контроль на самом высоком уровне.
  3. Участие всех сотрудников. Система менеджмента качества охватывает все сферы деятельности организации и зависит от вклада каждого сотрудника. Кроме того, у большинства работающих добавляются персональные обязанности и ответственность.
  4. Системный подход, как к качеству, так и к СМК. На практике мы видим СМК как множество взаимодействующих процессов. Необходимо добиться их системной работы без постоянного вмешательства.
  5. Постоянный процесс улучшения качества. В условиях развитой конкуренции во всех областях экономики, добиться успеха можно лишь предлагая лучшую продукцию. Это невозможно без постоянных прорывов в области качества.
  6. Изменение политики и принятие решений на основании данных. Эффективная политика должна быстро приспосабливаться к возникающим условиям. Система менеджмента качества подразумевает непрерывный сбор информации, и её анализ с предоставлением отчета руководству. На основании анализа принимаются решения о дальнейшей работе и молниеносно претворяются в жизнь.
  7. Взаимодействие с поставщиками. Влияние СМК на поставщиков повышает качество продукции или услуги.

Создание и внедрение СМК необходимо рассматривать как инновационный подход к управленческой деятельности и стремление улучшить работу каждого, повысив тем самым качество предоставляемых услуг. Внедрение СМК начинается с принятия стратегического решения высшим руководством и формулирования политики и целей. После этого разрабатывается программа разработки и внедрения СМК. Согласно программе СМК проводится обучение персонала, внедрение соответствующей системы документооборота, разработка комплекта документации, оптимизация процессов и др.

Результатом всего процесса является получения сертификата соответствия.

При внедрении СМК разрабатывается следующая документация:

  • политика и цели в области качества;
  • руководство по качеству;
  • регламенты процессов и процедур, рабочие инструкции;
  • обязательные документированные процедуры;
  • записи по качеству.

Всю работу по созданию и внедрению СМК можно условно разделить на несколько этапов:

  • Подготовительный этап
    Подготовительный этап предполагает реализацию следующих мероприятий:
    • а) Издание приказа о создании и внедрении СМК
    • б) Создание рабочей группы
    • в) Разработка программы (плана работ) по созданию и внедрению СМК.
  • Второй этап - формирование миссии, Политики в области качества, целей в области качества
    Существует достаточно много определений понятия Миссии. Миссию определяют как стратегическую цель, выражающую смысл существования и предназначение организации. Генеральная цель, смысл существования, предназначения, роль и философия – это список понятий, с которым связывают миссию организации. Политика в области качества определяет ответственность высшего руководства за качество выпускаемой продукции (оказываемых услуг) и процессов и является равноправной и согласованной частью общей политики и стратегии организации.
    Цели должны быть конкретными, измеримыми и согласуемыми с Политикой в области качества, ориентированными во времени, обеспеченными ресурсами и не противоречащими внешним и внутренним факторам.
  • Третий этап - определение и построение процессов
    Суть процессного подхода как одного из принципов менеджмента качества изложена в стандартах ИСО серии 9000.
    Тем не менее, этот подход по-прежнему остаётся нереализованным в той мере, в коей должен обеспечивать своё предназначение – быть инструментом постоянного улучшения деятельности. Причина этого – в человеческом факторе, определяющем эффективность и, в конечном счёте, экономические результаты всех видов деятельности, реализуемые в рамках организации. Только люди, работающие на предприятии, могут сделать его успешным. Но люди должны хотеть этого.
    Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.
    Применения процессного подхода становится объективно необходимым, по крайней мере, для тех, кто совершает свою деятельность. Процессная модель представляет собой систему (сеть) взаимодействующих процессов, каждый из которых влияет на функционирование других процессов и системы в целом.
    Состав процессов формируется на основе их классификации и для разных организаций он будет своим в зависимости от размера организации, направления бизнеса, орг. структуры и др. факторов. В большинстве случаев процессные модели и составы процессов СМК отличаются друг от друга даже для похожих организаций. Классификацию процессов считают одним из наиболее эффективных способов идентификации и систематизации процессов.

Система менеджмента качества, несомненно, оправдывает своё внедрение. С ней вы получите отлаженную работу организации, отслеживаемую постоянным анализом, а продукция или услуга станут более конкурентоспособными.



Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning