Вверх

+7 (495) 748-03-11

+7 (495) 748-03-12

+7 (495) 748-03-13

пн. - пт. с 9.00 до 18.00

Обучение по темам
Участвовать



Новости:

Чем запомнился главный форум уходящего года?

06.12.2017

Весь месяц делимся новогодним настроением!

01.12.2017

Скидка исчезнет с боем курантов! Не упустите!

24.11.2017
Все новости

Мы принимаем
Банковские карты
Оплатите покупку в интернет-магазине банковскими картами VISA и Mastercard любого банка.
узнать больше
Электронный кошелек
Моментальная оплата покупок с помощью вашего электронного кошелька RBK Money.
узнать больше
Банковский платеж
Оплатите покупку в любом российском банке. Срок зачисления средств на счет - 3-5 рабочих дней.
узнать больше
Денежные переводы
Оплата покупок через крупнейшие системы денежных переводов CONTACT и Unistream.
узнать больше
Почтовые переводы
Оплатите покупку в любом отделении Почты России. Срок зачисления платежа - 3-4 рабочих дня.
узнать больше
Платежные терминалы
Оплата покупок в терминалах крупнейших платежных систем в любом городе России - быстро и без комиссии.
узнать больше

Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Взрыв мозга вручную. Как и зачем развивать креативность у сотрудников


Виталий Ильинский

Во Вторую мировую войну английские специалисты, привлеченные для оптимизации военных действий, обнаружили в каждом артиллеристском расчете одного лишнего человека. Им оказался... возница! Все бы ничего, да только конная тяга не применяется в армии с Первой мировой войны. То есть много десятилетий солдат готовили к боевым действиям прошлых столетий. Точно так же много лет мы учимся и учим не тому, чего требует от нас жизнь.

Появление цифры изменило характер коммуникации. Метаболизм знаний ускорился. Теперь мы буквально носим с собой в кармане гигабайты ценнейшей информации, поэтому так легко происходит "опыление" - при необходимости каждый может сбросить другому файл. И это лишь одна из сотен появившихся новинок. Но можно ли было учесть ее появление, когда пять лет назад человек поступал в институт? Нельзя. То есть в современном мире нужно учить людей не самим знаниям, а их прогнозированию, законам их создания.

Многие руководители сегодня уже почувствовали силу подобного подхода, а значит, ощутили потребность в творческих сотрудниках, способных уловить малейшее изменение окружающего мира. И исходя из этого формулируют запрос на тренинг: "Сделайте людей креативными. Научите их разгадывать загадки и решать головоломки". Но давайте признаем: задача креативности - это постзадача. Не надо учить абстрактной креативности. Собрав головоломку, человек решит задачку, но не будет знать, для чего, за счет чего и зачем. Надо учить ДРУГОЙ креативности - алгоритмам выработки решений в той области, в которой занят специалист.


Дьявол в мелочах

Мы обросли стереотипами. Мы заполнили мир фотографиями мира. Мы живем в этих фото и сами становимся плоскими и стереотипными...

Назовите мне синонимы к слову "нежить".

Ну, вот, вы мыслите в рамках стереотипов. Нет, не "вампир" или "мертвец".

На самом деле - "холить" и "лелеять".

Другой пример: еще несколько лет назад, когда по радио звучало слово "лебедь", что мы думали? 90% слушателей вспоминали о генерале. И только сейчас, спустя годы, мы стали возвращать свои ассоциации к птице.

Креативность - это мышление "здесь и сейчас". Когда я вижу то, что вижу, слышу то, что слышу, а не то, что мне показалось, что я привык или ожидаю услышать. Креативным можно назвать человека, лишенного стереотипов. Стереотип загоняет в рамки, где трудно найти новый ответ. Обучение креативности - это обучение чистому мышлению. Творческое мышление вырывается за рамки стереотипов, оно - контринстинктивное.

...Ресторан на шикарной улице в центре Парижа стал терпеть убытки. Друг-консультант дал ресторатору отличный совет. Попробуйте угадать, какой.

Понятно, что нормальный человек сразу начинает играть с ценой. И, как правило, понижает ее или повышает. Оба эти хода инстинктивны, и ни тот ни другой не ведет к успеху. Понизить цену - статусное заведение не может себе этого позволить. Повысить - тоже не выход для разоряющегося ресторана с большой конкуренцией.

Нужно контринстинктивное решение. Ресторатор... предлагает клиентам самим назначать цену на блюда. И этой неожиданной фишкой достигает успеха.

Понятно, что это решение для гурманского ресторана - оно не применимо к фаст-фуду. Сложность креативного мышления в том, что, с одной стороны, для решения задач надо откинуть мелочи и суметь увидеть коренную задачу. А с другой - именно мелочи более всего важны для решения. Как говорится, "дьявол кроется в мелочах".

Для того чтобы примирить эти противоречия, существуют алгоритмы создания креативных решений. Рассмотрим несколько из них.

Вам шашечки или ехать?

Способ креативного решения любой задачи заключается в правиле: "При поиске ответа мы меняем либо объект, либо ограничения".

Что это означает? Допустим, нам надо пронести огромный шкаф в узкий дверной проем.

Решение 1. Меняем объект

Если шкаф не проходит в дверь - мы можем его разобрать, а потом собрать заново... А если шкаф сварной и неразборный?

Решение 2. Меняем ограничения

Первое ограничение - дверной проем. Что мы можем сделать с проемом? Расширить его, например. Другой вариант решения - если проем нас ограничивает, найти другой путь: "Давайте внесем шкаф через окно. Я кран подгоню!"

Но если и это по каким-то причинам невозможно, тогда...

Решение 3. Меняем задачу

Начинаем спрашивать задачедателя: "Вам шкаф для чего? Деньги хранить? Так вам деньги хранить или шкаф нужен? Может быть, есть другой способ или другое место хранения денег?" - как это формулировалось в старом анекдоте про капризную клиентку такси: "вам шашечки или ехать?!"

Задавая эти вопросы, мы можем найти реальную задачу, которую ставил себе клиент, но не мог проговорить и поэтому не мог эффективно ее решить. Например, если для него принципиально именно "хранить деньги", то можно предложить ему другой способ хранения денег и никуда не носить громоздкий шкаф.

Здесь для достижения успеха можно применить прием коррекции стереотипов. То есть мы убеждаем постановщика задачи: "Шкаф - это не модно. У Иван Иваныча пластиковая карточка вместо шкафа". Если же точка зрения задачедателя не сдвигается - проверяем мир. Можно еще что-то сделать со шкафом? Если ничего нельзя менять, что можно изменить?

В конце концов, можно изменить собственную точку зрения и сказать задачедателю: "Да пошел ты со своим шкафом!"

Как сделать видимое невидимым

Еще одна из методик поиска неожиданных ответов - пятишаговый алгоритм решения творческих задач, придуманный Генрихом Альтшуллером еще в 1947 году и с тех пор не раз усовершенствованный, в том числе и вашим покорным слугой.

Одна из проблем состоит в том, что креативные задачи трудно решать под давлением ответственности. Ответственность разрушает необходимую для креатива легкую непосредственную энергию. А четкий пошаговый алгоритм спасает - он снимает давление.

Рассмотрим алгоритм на реальном примере, который мне предложили на тренинге креативности двое хмурых мужиков из рекламного агентства, которые клеят рекламные щиты. "Все эти ваши техники замечательные, - сказали они, - но вот у нас есть нерешаемая задачка. Наш город - последний оплот коммунизма. Муниципалитет требует, чтобы на билбордах обязательно была надпись "Разрешено муниципалитетом". Представьте: на щите красивая девушка, а сверху рамка с надписью размером в 1/8 рекламной площади!"

И мы стали решать эту задачку.

Нулевой пункт

Определяемся с константой - неизменными условиями. В данном случае неизменные условия таковы: надпись должна в правом нижнем углу щита, 15 см буква.

Первый шаг

Необходимо определиться, какова конечная цель постановки задачи.

От ее формулировки очень многое зависит. Согласитесь, есть разница в решении задач "Как правильно расстрелять торпеду" и "Как заставить корабль подпрыгнуть и пропустить торпеду"!

Вспоминается история: американец, консультант, приехал на житомирщину читать лекцию по организации call-центров. В зале - 150 человек. Американец вдохновенно ораторствовал, но тут встал диду Панас и веско заметил: "Не знаю, кал-центр или не кал-центр, но у нас два телефона - один у председателя, а второй - на почте. Какие там еще 100 девочек на линии?!" "Правда?!" - удивился консультант и... продолжил говорить о своем. У него была задача делать call-центр. Если бы он сообразил, что задача другая - проинформировать людей, то, наверное, смог бы решить проблему иначе: "Велосипеды есть? Посадите мальчишек на велосипеды и пусть они едут распространять информацию!"

Итак, у нас есть задача - "надпись не должна портить вид рекламы".

Переформулируем: "надпись не должна быть видна".

Тут же в нас просыпается Человек Разумный, мыслящий стереотипами, и начинает кричать: "Как это она может быть не видна?!"

Поэтому дальше пишем формулу:

"надпись не должна быть видна,

на деле же она видна,

а это недопустимо".

Здесь очень важно, что в формуле нельзя менять фразы и варьировать глаголы. Мы не говорим "исчезла" или "испарилась". Держим один смысл: "видна".

Второй шаг

Есть заблуждение, что существуют тысячи возможных решений творческой задачи. Это не так. Чем больше ограничений, тем меньше сильных решений, то есть решений с минимальной расплатой. Решение красиво, когда нужный результат достигается с наименьшими затратами. Ведь красота - интуитивное ощущение функциональности. Изобретатель Олег Константинович Антонов считал, что "летают только красивые самолеты"!

Нам надо определиться, что мы желаем получить в идеальном случае - каков ИКР (идеальный конечный результат). Поскольку результат идеален, когда достигается с наименьшими затратами, нам надо, чтобы желаемое нечто произошло как бы само собой:

"Надпись сама собой становится невидимой".

Третий шаг

Обостряем ситуацию, не оставляя возможности для компромисса:

"Реально же надпись видна, а это недопустимо".

Четвертый шаг

Зададим себе вопрос: в чем помеха наилучшему ИКР? В данном случае -

"В чем причина того, что надпись видна?"

На все эти вопросы надо отвечать, не пытаясь решить задачу и отвлечься от аналитического разбора ресурсов. Важно четко определить, какая причина мешает получить ИКР. Объясните простыми словами: почему мы видим объект? почему надпись видна? что значит "видна"? Самое важное - выразить это вербально.

"Надпись по форме, по цвету, по содержанию, по конфигурации контрастирует с основным фоном щита".

Пятый шаг

Механически переписываем фразу, меняя глагол на его антоним:

"Надпись по форме, по цвету, по содержанию, по конфигурации не отличается от основного фона щита".

В принципе в этот момент уже может созреть решение. Если же его нет - не страшно. Алгоритм - это воронка, в которую загоняется реальная задача. Мы довели решение проблемы до "есть или нет", до двоичного кода: ноль и единица, черное - белое, видна - не видна.

Выходим в цикл - возвращаемся ко второму шагу:

"Сама собой надпись на щите не отличается от фона по цвету, форме и т. д., реально же отличается, а это недопустимо".

Давайте еще раз подумаем, какова причина отличия? В чем научная подоплека?

Длина волны надписи отличается от длины волны основного фона щита. Итак, "помеха исчезнет, если длина волны надписи не будет отличаться от длины волны щита".

Критерием выхода из цикла будет многократный механический повтор одной и той же причины. Значит, мы нашли коренную постановку задачи. В нашем примере это "длина волны": "Помеха исчезнет, если длина волны..."

Задача сформулирована

И здесь встает последний вопрос: "Как сделать, чтобы длина волны в обоих случаях совпадала?"

Решение: чиновники не оговорили цвет надписи! Поэтому можно на красном фоне нанести надпись красным. Эту наклейку ничего не стоит предъявить муниципалитету. Она есть - и ее не видно. Другая версия - рамка из прозрачной пленки. Формальности соблюдены, задача выполнена: надпись есть - и она не видна.

По этому алгоритму можно придумать много неожиданных решений. А в заключение хочу отметить, что финансовый стимул, как показывают новые исследования, - отличный способ возбуждения креативности. При правильном стимулировании (зависимости между сделанным и полученным) креативности порой и не надо обучать.

Опубликовано в журнале "Управление компанией"



Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону (495) 748-03-13 или по электронной почте avtor@src-master.ru.


 Семинары автора с открытой датой:




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning