Вверх




Новости:

Бесплатный вебинар для менеджеров по продажам и руководителей коммерческих подразделений состоится совсем скоро.

10.04.2024

В помощь - ближайшие открытые программы в SRC.

27.02.2024

Присоединяйтесь к бесплатному вебинару практика в лидогенерации и комплексном интернет-маркетинге.

09.02.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Так ли страшен кризис? (интервью с Леонидом Ивановым)


Леонид Иванов


О мировом финансовом кризисе и его возможных последствиях рассказывает Леонид Анатольевич Иванов, бизнес-тренер, Генеральный директор и Главный консультант Консалтинговой фирмы «Иванов и Партнеры».

- Насколько серьезно нужно отнестись к мировому финансовому кризису и его последствиям для России?

Очень хорошо по этому поводу сказал профессор Ф. Ф. Преображенский. “Если я начну мочиться мимо унитаза, и то же самое начнут делать все окружающие, в туалете настанет разруха”. На самом деле, разруха существует пока только в наших головах. В России нет никаких предпосылок для кризиса. Кризис произошел на фондовом рынке, и отечественных предприятий, которых бы это реально коснулось, не так много. Если сейчас просто исчезнут все те акции, которые у нас ходят на фондовом рынке, с промышленностью и с другими предприятиями в стране ничего страшного не случится. Второе: у нас все нормально и с ипотекой. Здесь тоже нет никакого кризиса. Люди, которые брали ипотеку, двадцать раз проверены, они все отдают, все нормально. Третье: у нас нет кризиса ликвидности, потому что у нас есть гигантские физические средства, которые отдаются банкам, для того, чтобы эти банки платили деньги.

- А что же у нас тогда есть?

Глупая паника: «Ах, вокруг кризис, давайте по этому поводу жить в кризисе!”. А еще у нас есть “ловля рыбки в мутной воде”. Когда наши банки, которым выдает деньги Центробанк, вместо того, чтобы использовать эти деньги для обслуживания клиентов, как положено банку, идут на биржу, покупают доллары, прячут их за пазуху и говорят: “А у нас нет денег” – тогда да, действительно наступает кризис. Правительство сейчас всеми силами пытается на них надавить, чтобы не занимались подобной ерундой.

- А зачем покупают доллары?

По этому поводу есть анекдот: блондинку спрашивают: “Почему вы покупаете для хранения доллары, а не евро?”, она отвечает - “Доллары дешевле”. На подобный вопрос российские бизнесмены и банкиры отвечают похожим образом: “Не, ну доллар – он и в Африке доллар!”. Логики в этом вообще никакой нет, а вот реакция рынка есть. Это самое смешное.

- Но ведь все крупные бизнесмены в один голос кричат о кризисе?

Я все долго думал, почему в России производительность труда низкая, товар не очень конкурентоспособный, зато бизнесмены – ну просто сплошь олигархи. Таких в мире нигде больше нет. Оказывается, все очень просто. Как живет нормальный предприниматель? Нормальный предприниматель, получая выручку, делит ее на две части. Одна часть – то, с чего он будет оплачивать свои издержки, вторая часть – прибыль, которую он кладет себе в карман и делает с ней дальше все, что хочет. Как живет толстый российский бизнесмен, с сигарой во рту, который покупает особняк в Лондоне за 20 миллионов долларов? Всю выручку кладет себе в карман. И когда к нему приходят и говорят, оплатите издержки - он идет в банки, берет взаймы деньги и оплачивает. Новая выручка – опять себе в карман. А потом случилось страшное – банки неделю перестали давать деньги взаймы. И весь это бизнес рухнул. И у них начался кризис. Потому что: “Не, ну жалко же особняк продавать, только что купил”. Вот что у нас называется кризисом. Бред сумасшедшего. Но, к сожалению, в этом бреду мы живем.

- Что посоветуете предпринимателю в этой ситуации?

Играть приходится теми картами, которые розданы. Прежде всего, не надо дергаться. Не из-за чего. Существуют определенные проблемы, которые связаны в основном с тем, что кто-то хочет воспользоваться ситуацией в своих целях. Банки, например, под предлогом кризиса не выдают деньги, компании сокращают неугодных сотрудников и т. д. Многие предприятия и компании, заслышав про кризис, на всякий случай сокращают и отрубают все «лишние» расходы, чтобы “выжить в этом кризисе”.

- Что пытаются сократить в первую очередь?

В первую очередь урезают те расходы, которые считают ненужными. В 1998 году тоже очень здорово все сокращали, в результате потом сами же и обанкротились. Что идет под нож? Прежде всего, затраты на обучение, отделы маркетинга и отдел персонала. При этом многие руководители искренне считают, что там работают бездельники. И такое мнение не случайно. Дело в том, что руководители по маркетингу в большинстве российских фирм – исполнители и готовы делать лишь то, что скажет начальник. Директор по маркетингу искренне пытается сделать, то, что говорит начальник, у него не получается – его увольняют с работы. Но каждый новый директор по маркетингу начинает и заканчивает тем же. И у руководителя складывается впечатление, что маркетинговый отдел в общем, не нужен.

- Получается, что проблема на самом деле в топ-менеджменте?

Да, в руководителях, которые по самым разным причинам, в том числе и из-за отсутствия должного образования не готовы брать на себя ответственность за то дело, которым управляют. В моей практике бывали случаи, когда я спрашивал финансового директора: “Скажите, пожалуйста, как Вы считаете себестоимость продукции?”, и слышал в ответ : “А я ее не считаю”, озадаченный, я задавал следующий вопрос: “В таком случае, как же Вы можете гарантировать определенные прибыли?”, ответ: “А я их не гарантирую”. Возникает третий вопрос, который я не задаю из вежливости: “А зачем ты нужен здесь, и за что, объясни, тебе платят зарплату?”

- В условиях кризиса, возможно, эффективность топ-менеджмента возрастет? На рынке останутся лучшие?

Конечно. Вопрос не в том, что сейчас нужно срочно сокращать зарплату или персонал - прежде всего нужно научиться элементарному менеджменту. Кстати говоря, кризис – очень хорошее время для того, чтобы не бегать, как сумасшедший, а просто сесть и подумать, как ты будешь жить дальше. Если на твою компанию повлиял этот кризис, значит не все в порядке, есть над чем работать. И тут обучение персонала играет большую роль. Многие это уже понимают, не случайно у меня большим спросом сейчас пользуются семинары для топ-менеджеров. И не надо забывать, что свято место пусто не бывает. И если какое-то предприятие завтра обанкротиться, его место займет аналогичное, просто там будет другой хозяин, который умеет эффективно управлять. Ну а списывать все на кризис и изменяющиеся условия – извините, мы всегда живем в изменяющихся условиях.

- Ваш прогноз на ближайшее время?

У нас может быть хуже в стране из-за этого кризиса только по одной простой причине: все решат, что должно быть хуже. И это тут же произойдет! Вот этого я боюсь. А так – больше бояться нечего.



Подпишитесь на "Вестник Антикризисного Фронта" и получайте свежие актуальные выпуски первыми!

Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning