Вверх




Новости:

Бесплатный вебинар для менеджеров по продажам и руководителей коммерческих подразделений состоится совсем скоро.

10.04.2024

В помощь - ближайшие открытые программы в SRC.

27.02.2024

Присоединяйтесь к бесплатному вебинару практика в лидогенерации и комплексном интернет-маркетинге.

09.02.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Маркетинг в условиях кризиса (интервью с Валерием Фаткуллиным)


Кризис дает прекрасные шансы обойти конкурентов и занять лидирующие позиции на рынке, - уверен Валерий Фаткуллин, консультант по маркетингу, автор специализированного курса по маркетингу в Академии Народного Хозяйства для студентов программ MBA и Президентской Программы переподготовки управленческих кадров.

- В условиях кризиса, проблем с финансированием, неплатежами, выручкой многие руководители предприятий среднего бизнеса пытаются уменьшить свои расходы за счет сокращения отделов маркетинга. На ваш взгляд это выход из положения?

Вместо того, чтобы прятаться и сокращаться, нужно активно действовать. Именно во время кризиса есть возможность захватить рынок. Необходима лишь инициатива и трезвый расчет. Тот, кто будет тратиться сейчас на рекламу, продвижение своей компании, в конечном счете, останется в выигрыше.

- То есть бюджет на маркетинг сокращать нельзя?

Наоборот, его надо увеличить в разы. Когда все начинают уходить с рынка, когда все закрываются, есть шанс обойти других участников рынка. В условиях кризиса пасуют даже крупные международные компании типа Nestle, - они подвержены кризису и в других странах, в международном масштабе. Они вынуждены сокращать бюджеты, и у небольших компаний есть возможность занять их место. Пока они будут молчать, мы должны говорить больше. Такая ситуация была у российских брендов пива в 1998 году.

- Однако, чтобы увеличить бюджет на маркетинговые расходы придется на чем то сэкономить?

Обычно, в таких ситуациях возрастает ценность товара. Чтобы ценность товара оставалась такой же, не обязательно иди на скидки, можно, например, просто уменьшить цену на единицу упаковки. Если это большой бизнес - придется пойти на сокращение ассортимента, но в разумных пределах. Если ты сел на корточки, то потом встанешь, а если ты ляжешь, то потом не встанешь. Важно помнить – количество клиентов не снизилось, оно, как было, так и осталось, изменилась стоимость покупки.

- А что касается сферы услуг?

Нужно уменьшить цену за единицу платежа. Допустим, в месяц я разговариваю на 1200 рублей по телефону. Когда я в конце месяца вижу счет, в нормальной ситуации, со стабильной зарплатой меня эта сумма не пугает. Если же я не вижу перспектив стабильности, меня сумма пугает. И если я буду не раз в месяц видеть 1200 рублей, а каждую неделю по 300 рублей, мне психологически будет проще их оплачивать. Мой оператор получает с меня ту же сумму 1200 рублей в месяц, но счет ему приходится выставлять мне не ежемесячно, делая это только один раз, а 4 раза.

- Тогда он усилия свои усложняет, но деньги, по крайней мере, не теряет?

Да. Когда тебе платили единовременно 800 рублей, теперь тебе надо 4 раза взять по 200 рублей и для этого приходится работать в 4 раза больше. Надо постоянно работать с покупателем - активнее, чем до кризиса. Тогда компания не потеряет свои деньги, а главное - свое положение на рынке.

- Какие еще меры можно предпринять?

Например, снизить расходы на аренду, снять помещение поменьше. Предположим, существует копировальный салон (его площадь 120 кв. метров), а через дорогу – юридическая консультация, которая занимается вопросами оформления документов. В момент кризиса разумно объединиться и разделить бремя аренды на двоих, теперь денег платить нужно будет меньше и клиентам не надо бегать через улицу, чтобы получить сопутствующие услуги.

- Как строить отношения с лояльными клиентами?

Поощрять людей надо. Поблагодарить, что пришли. Банкам нужно дружить со своими клиентами: "Спасибо, что не снимаете деньги", потом «Спасибо, за то, что не снимали деньги, что вышли из кризиса вместе». Речь идет о доверии. Если поезд метро остановился в тоннеле и машинист молчит – люди волнуются, а если он скажет: “Девушка в синей шляпке, не волнуйтесь, через 10 минут мы поедем”, всем, даже тем, у кого нет шляп, станет легче.

- Возможна ли экономия на размещении рекламы?

Рассчитывать на дешевизну рекламоносителей пока рано. Через месяц-другой можно будет торговаться с агентствами. Прежде всего, это будет реклама в прессе, потом наружная реклама, радио. Интернета снижение цен почти не коснется. Интернет в этом году может отыграть рекламный рынок, хотя пока не заметно большой активности. С другой стороны, если уж экономить, то лучше вообще переходить на BTL. Чем ближе к покупке маркетинговые усилия, тем лучше. Сейчас не до глобального - банальные промо-акции могут быть важнее всего остального.



Подпишитесь на "Вестник Антикризисного Фронта" и получайте свежие актуальные выпуски первыми!

Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning