Вверх

+7 (495) 748-03-11

+7 (495) 748-03-12

+7 (495) 748-03-13

пн. - пт. с 9.00 до 18.00

Обучение по темам
Участвовать



Новости:

Чем запомнился главный форум уходящего года?

06.12.2017

Весь месяц делимся новогодним настроением!

01.12.2017

Скидка исчезнет с боем курантов! Не упустите!

24.11.2017
Все новости

Мы принимаем
Банковские карты
Оплатите покупку в интернет-магазине банковскими картами VISA и Mastercard любого банка.
узнать больше
Электронный кошелек
Моментальная оплата покупок с помощью вашего электронного кошелька RBK Money.
узнать больше
Банковский платеж
Оплатите покупку в любом российском банке. Срок зачисления средств на счет - 3-5 рабочих дней.
узнать больше
Денежные переводы
Оплата покупок через крупнейшие системы денежных переводов CONTACT и Unistream.
узнать больше
Почтовые переводы
Оплатите покупку в любом отделении Почты России. Срок зачисления платежа - 3-4 рабочих дня.
узнать больше
Платежные терминалы
Оплата покупок в терминалах крупнейших платежных систем в любом городе России - быстро и без комиссии.
узнать больше

Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


«Кризисные» вопросы и «антикризисные» ответы (интервью с Михаилом Серовым и Эдуардом Иванченко)


Эдуард Иванченко

Михаил Серов

«Какие меры необходимо предпринять в условиях финансового кризиса?» – об этом рассказывает Михаил Алексеевич Серов, консультант по стратегическому менеджменту, управляющий директор и партнер компании Management Consulting Partners Group и Эдуард Станиславович Иванченко, консультант по управлению финансами, руководитель департамента финансового консалтинга компании Management Consulting Partners Group.

- Михаил Алексеевич, какие вопросы, прежде всего, волнуют слушателей на ваших семинарах?

Вопрос: «Что происходит?» задают те клиенты, на бизнесе которых кризис еще не отразился. "Что делать?" - спрашивают те, кто ощутил влияние кризиса в полной мере. Чаще всего это представители строительного бизнеса, у которых фактически остановилось поступление выручки и банковское финансирование. Представители третьей группы – руководители компаний, которые только начали ощущать на себе финансовый кризис фондового рынка. Они хотят знать, каких можно ожидать последствий и как с ними справиться.

- Какие меры Вы советуете принимать в этих случаях?

Тем руководителям, чьи компании еще не подверглись влиянию кризиса, я рекомендую пересматривать бюджеты и создавать резервы, поскольку большинство организаций этот кризис все же затронет. Например, в «Газпроме» уже подготовились, пересмотрели бюджет на следующий год. У них мощный аналитический аппарат – информационно-аналитический отдел из 700 человек, поэтому за месяц они вполне могут пересмотреть бюджеты.

Руководителям, фирмы которых перестали приносить доход и по сути уже находятся в состоянии кризиса, я советую в первую очередь оценить перспективы. Если они на ближайшие полгода негативные, тогда лучше ликвидировать бизнес и спасать капитал, которым можно будет воспользоваться по окончании кризиса.

Менеджерам, которые только начали ощущать воздействие кризиса, я обычно советую удерживать клиентов и также оценить перспективы. Уже сейчас многие из этих фирм недополучают 15-30% выручки. Достаточно серьёзный «звоночек», чтобы срочно принимать меры. Однако, руководители этой группы находятся в наиболее выигрышных условиях - на фоне кризиса они могут улучшить конкурентные позиции своих компаний. Нужно лишь составить достаточно сложный и четкий перечень антикризисных действий.

- Эдуард Станиславович, какие конкретные шаги должны предпринять сейчас компании, входящие в эту третью группу?

Первая наша рекомендация – составить бюджет не в одном варианте, как это принято по российской традиции, а в трех: что может случиться в худшем варианте, наиболее ожидаемом и при самом благоприятном раскладе. Это позволит определить «прожиточный минимум» компании, подсчитать расходы, без которых невозможно продолжение бизнеса. Сразу станет ясно, на какой персонал хватит денег, что делать с арендой, с налогами и так далее.

Следующий шаг – по возможности стараться получать выручку в денежной форме, минимизировав дебиторские расчеты. Здесь самая главная проблема - нехватка денег. Придется затягивать платежи поставщикам, по принципу “этичного эгоиста”, то есть не совсем грубо, а в разумных пределах. Использовать этот принцип нужно в первую очередь в отношении тех клиентов, которые для компании не важны, и на которых можно давить. Лозунг ближайших двух лет: “Деньги важнее прибыли”. До этого было наоборот: прибыль важнее и из-за этого много денег оказалось в «дебиторке». Можно создать клуб друзей-партнеров, определить во внешней среде поставщиков и клиентов, которые являются критически важными и внутри этого клуба позволять проводить политику максимального содействия и помощи друг другу. Но при обязательном условии, что с их стороны в нашу сторону тоже будут ответные шаги, например, продавать товары с отсрочкой и т. п.

Третий шаг – тотальный внутренний контроль в фирме, но не как средство авторитарной власти и нагнетания страхов, а незаметный и эффективный. Финансовая служба должна контролироваться не только финансистами, но и топ-менеджерами, которые до кризиса занимались, скорее, стратегическим развитием, а внутренние процессы отдавали на откуп разным службам. Крупный и средний бизнес сейчас болеет тем, что у них контроль заменен на аудит. Аудит – в основном, бухгалтерская отчетность и вместо контроля идет проверка правильности отчетности. А сейчас нужен контроль другой - соответствия ресурсов возможностям. Топ-менеджмент должен этот контроль внедрить как ключевой инструмент, как философию, а исполнителями будут финансисты, поскольку через них идут все потоки информации.

- Эдуард Станиславович, а что делать с персоналом? Увольнения неизбежны?

С персоналом нужно работать мягко. Не увольнять огульно всех подряд, так как обиженные сотрудники финансовых отделов могут «слить» ключевую информацию конкурентам, налоговым службам и т. д. Нужно постараться сделать так, чтобы люди ушли, оставаясь лояльными к работодателю. Некоторые крупные компании не увольняют, а сокращают рабочую неделю, или объем загрузки – тоже разумные шаги. Сокращать нужно не сколько затраты на персонал, сколько расходы, которые были нормальными на этапе бурного роста фирмы. Это – высокие бонусы директорам, какие-то обслуживающие расходы, дорогие канцтовары и т.п.

- Как быть с инвестиционными проектами?

Постараться найти для инвестиций такие идеи, которые можно разрабатывать самим, а также найти инвестиционные продукты с минимальными затратами. Возможно, придётся искать другие - смежные сферы бизнеса. Конечно, не у всех это получится. Кстати, сейчас самые забытые и «отложенные на потом» идеи могут затем оказаться теми не затратными проектами, которые самое время сделать. Насчет заморозки крупных, затратных проектов – решение должны принимать сами директора, потому что, с одной стороны, затраты высокие, а, с другой стороны, за этими проектами - будущее. Полагаю, что после кризиса разрыв между крупными и средними компаниями, который есть сейчас - станет ещё больше.

- Михаил Алексеевич, Ваши прогнозы по поводу кризиса?

Сейчас кризиса в России нет вообще. Просто у некоторых банков возникли проблемы из-за менеджмента. Кризис ожидается в следующем году в первом – втором квартале, весной. Об этом говорят все аналитики. Сегодня все просто бояться последствий мирового финансового кризиса, но пока еще у нас есть время, около полгода.

- А как же неплатежи? Слышно...

Опять-таки, Вы сказали ключевое слово “слышно”. Вся эта истерика возникла благодаря прессе, все тиражируется в преувеличенном масштабе. Возникает ощущение, что проблемы у всех компаний, на самом деле это не так. Массовых неплатежей пока не наблюдается. Сегодня главное – вовремя отладить менеджмент в собственной компании и предпринять ряд мер, которые помогут в будущем. Этому мы и учим на наших семинарах.

- В условиях надвигающегося кризиса некоторые компании собираются экономить на обучении персонала...

- Когда некоторые клиенты сегодня сворачивают обучающие программы – это не от нехватки денег, это тоже от страха: «А вдруг потом будет хуже?!». В принципе, в этом есть логика, если бюджет на обучение – серьезный вид расходов в фирме. Но если это крупный бизнес, где бюджет на обучение 1%, вряд ли это правильно - это лишает фирму стратегического развития, возможности почерпнуть новые идеи, в том числе и по борьбе с финансовым кризисом.





 Расписание открытых программ автора:



Название семинара, тренинга, курса Дек Янв Фев Мар Апр Май ЦЕНА, руб.
Владельческий контроль бизнеса - 25-26
- - - - 28 200
Практика управления рисками в коммерческой компании - - - 21-22
- - 28 200
Практический курс для генерального директора - - - - 16-18
- 45 600
Финансы для топ-менеджеров - - 19-20
- - - 28 200
Финансы для ТОП-менеджеров. 2 уровень. Как оцифровать управленческие решения? - - - - - 23-24
28 200
Курс по внутреннему и финансовому контролю - - - - - 17-19
38 100
Курс профессиональной переподготовки «ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ» (250 часов) - - - 14
- - 120 000
Практический курс по бюджетированию: основной инструмент эффективного достижения финансовых целей компании - - - 26-28
- - 34 600
Практический курс по управленческому финансовому учету - - - - - 30-01
34 600
Спецкурс для финансовых директоров - - 05-09
- - - 49 800
Финансовый анализ и аудит деятельности компании - - - - 12-13
- 28 200


 Семинары автора с открытой датой:




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning