Вверх




Новости:

Бесплатный вебинар для менеджеров по продажам и руководителей коммерческих подразделений состоится совсем скоро.

10.04.2024

В помощь - ближайшие открытые программы в SRC.

27.02.2024

Присоединяйтесь к бесплатному вебинару практика в лидогенерации и комплексном интернет-маркетинге.

09.02.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Тренинг командообразования: между Сциллами и Харибдами


Кирилл Гуленков

Командообразование один из самых мифологизированных тренингов, поэтому для обозначения его сложностей, метафорой я избрал мифических персонажей греческого эпоса: Сциллу и Харибду. Известно, что по дороге домой знаменитый герой Одиссей должен был проплыть через узкий пролив, на одном берегу которого жило страшное чудовище Сцилла, а на другом дикий зверь Харибда, гибель либо в пасти Сциллы, либо в когтях Харибды была неизбежна, но великое умение управлять судном спасло отважных моряков…

Сцилла № 1

Любой тренинг, а особенно коммуникативной направленности, есть преодоление сложившегося стереотипа "так удобнее" и замены его на осознание, что "на первых порах так сложнее, но эффективнее". Действительно, начать работать, не как привык (и что уже приносит прибыль!), а как лучше, сложно. Но еще трудней начать работать по-другому, если это зависит от тебя только наполовину. Так, например, на тренинге продаж из пары покупатель - продавец присутствует только последний, и, если его коллега, сидящий рядом, отмахнулся от предложенных тренером навыков, ему самому никто не помешает пользоваться отработанными методиками. При командообразовании же участники осваивают методы более эффективного взаимодействия друг с другом, и здесь, как ни в каком другом тренинге важно, что бы ВСЕ участники захотели и смогли изменить что-то в себе и своих взаимоотношениях с коллегами. В противном случае цель тренинга будет не достигнута, а деньги заказчика потрачены не по назначению. Поэтому, приняв решение о проведении тренинга командообразования, заказчик должен очень тщательно выбирать тренера. И первым критерием для отбора должна послужить уверенность тренера в своих силах, знаниях и навыках. На переговорах о проведении тренинга каждое слово, каждый жест, каждый взгляд тренера должен кричать: "Это мой заказ, я создан для этой группы, а она для меня!"

Харибда № 1

Многие из тренеров (что греха таить несколько лет назад и я сам) считают, что тренинг командообразования самый легкий: практически все время тренинга заполнено играми, положительными эмоциями, участники узнают о себе и своих коллегах много хорошего и приятного. Ждать здесь сильного группового сопротивления не приходится, наоборот, в процессе работы все практически влюбляются друг в друга - идиллия. Поэтому большинство тренеров, услышав от заказчика заветное, и такое приятное слово "командообразование", практически сразу, не задумываясь, готовы за него взяться. Однако, как мы уже поняли, все далеко не так просто.

Сцилла № 2

Решение о проведении тренинга чаще всего принимает руководитель подразделения (или даже всей компании), а для него истинная цель этого мероприятия может быть отличной от цели, которую он декларирует тренеру при переговорах. Например, заказчик считает, что хорошая команда - это коллектив его подчиненных, без возражений принимающих и четко выполняющих его распоряжения. Заказ же тренеру звучит как общие пожелания: "хочу, чтобы работали лучше, грамотнее".

На этапе переговоров и заказчику и тренеру важно правильно понять друг друга, найти общий язык и вместе определить цель тренинга. В данном случае, если руководитель действительно хочет, чтобы подчиненные были только исполнителями его воли, нужно отказаться от тренинга командообразования, развивающего креативность мышления, самостоятельность в принятии решений и т.д. Необходим совсем другой тренинг: менеджмент для подчиненных (как эффективно работать в условиях жесткого авторитарного руководства) или личный коучинг для руководителя. В любом случае, проводить при таком заказе командообразование не только бессмысленно, но и вредно, так как после тренинга конфликт коллектива, научившегося работать по-новому, и руководителя, оставшегося на прежних позициях, неизбежен.

Поэтому в момент переговоров о проведении тренинга ("снятия заказа") и его задачах, заказчик должен максимально точно их сформулировать и получить от тренера подтверждение,что задачи поняты, а цель выполнима.

Харибда № 2

Практически любой тренер, готовый провести тренинг командообразования, проводил корпоративный тренинг продаж (или, в крайнем случае, принимал участие в работе такого мероприятия), и поэтому должен знать, а соответственно и применять, известные в наше время даже младенцу, правила пяти этапов продажи. То есть, после вступления в контакт тренер должен выяснить истинные потребности клиента. Если же он (тренер) этого не делает, и в результате вместо решения конкретной проблемы заказчик получает еще несколько конфликтов в коллективе, то оправдания, типа: "Но вы сами говорили, что хотите, чтобы они работали лучше… Вы не четко сформулировали цели тренинга и т.д." неприемлемы. Это 100 % вина тренера. Тренер обязан выяснить, что действительно хочет заказчик, в каком состоянии находится коллектив, которому предстоит стать командой и ответить на вопрос: будет ли эффективно и в соответствии с заказом то, что он собирается делать.

Сцилла № 3

Формируя заказ на проведение корпоративных тренингов, заказчик часто опирается на стереотипы, на опыт, проведенных в других компаниях (отделах) тренингах командообразования. Поэтому нередко заказчик предлагает тренеру провести тренинг в том формате, в котором о нем слышал (читал, участвовал и т.д.). Это может быть формат совместного преодоления трудностей ("а ля" веревочный курс), формат большой стратегической игры (совместное достижение цели) или формат интеллектуального разбора психологических особенностей каждого члена коллектива с последующим анализом того, как, кто и с кем может эффективнее взаимодействовать. Бывает, однако, и обратная ситуация, когда тренер, имеющий обкатанную по одному из форматов программу, преподносит ее заказчику как лучшую. Это профанация: "то, что хорошо для одних, гибель для других". Примером может послужить тот же Одиссей, команду которого перед преодолением пролива с чудовищами обучали бы взаимодействовать, управляя подводной лодкой, а не парусным судном.

Поэтому заказчик, обсуждая с тренером программу предстоящего тренинга, должен выяснить, какие именно форматы тренинга может предложить тренер, а затем вместе с ним выбрать оптимальный.

Харибда № 3

Прекрасно, если перед началом тренинга проводится мониторинг компании, позволяющий определить какие задания (упражнения, игры, тесты и т.д.) для данной группы будут наиболее эффективными. Но, мой опыт работы показывает, что часто у компании не находится для этого либо дополнительных средств (мониторинг мероприятие платное), либо времени (переговоры идут долго, а решение о проведении принимается быстро). Поэтому, готовясь к проведению тренинга, тренер должен составлять примерный план, подготавливая по каждой теме несколько вариантов заданий, чтобы в ходе работы, выбрать из них наиболее оптимальное для данной группы. Основной принцип: задания должны быть достижимы, но с трудом, иначе нет эффекта преодоления.

Одиссей

Тренинг командообразования - венец обучения сотрудников компании (подразделения), поэтому решится на его проведение, найти подходящего тренера и хорошо провести - трудно. Но абсолютно необходимо. Непреложная аксиома менеджмента гласит: "Эффективность работы одного отдельно взятого сотрудника, неизмеримо выше эффективности работы группы сотрудников. Нет необходимости тратить время и энергию на согласования. Но есть ряд проектных задач, выполнение которых требует привлечение более одного сотрудника, в таком случае, руководитель должен создать необходимые и достаточные условия, при которых деловая коммуникация между сотрудниками будет максимально эффективной".

Чтобы подобно Одиссею провести корабль своей компании между Сциллами и Харибдами, в наше время мало самому быть прекрасным рулевым, необходимо так же иметь слаженную и понимающую друг друга с полуслова команду гребцов.

Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning