Вверх




Новости:

Бесплатный вебинар для менеджеров по продажам и руководителей коммерческих подразделений состоится совсем скоро.

10.04.2024

В помощь - ближайшие открытые программы в SRC.

27.02.2024

Присоединяйтесь к бесплатному вебинару практика в лидогенерации и комплексном интернет-маркетинге.

09.02.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Как обучить сотрудников магазина? Мнение эксперта


11.03.2008

Статья, опубликованная в журнале "Управление магазином” (№2, 2008)

Не секрет, что обучение сотрудников магазинов — дело хлопотное, и не всегда рентабельное. В условиях гонки за оборотом и прибылями, очень сложно выделить сотрудникам время для обучения на каких-либо курсах, открытых тренингах и пр. Тем не менее, новые знания и навыки необходимы, и все это понимают. Кого же из сотрудников и каким образом можно обучать в режиме постоянного цейтнота? С этим вопросом мы обратились к Светлане Тимошенко, директору интернет-магазина (продукция для бизнес-обучения).

- Светлана, Вы следите за тенденциями в области бизнес-обучения. Очевидно, что сейчас, в условиях жесточайшей конкуренции, руководители большинства компаний стремятся обучать свой персонал. Ведь грамотные, образованные сотрудники компании — это залог успешного бизнеса. Но руководители розничных магазинов утверждают, что обучение их персонала - это подчас непосильная, да и ненужная задача.

- Вы знаете, это очень тонкий вопрос. Давайте вначале разберемся, чем розница отличается от всех остальных типов бизнеса. Не секрет, что в магазинах очень большая текучка кадров. В особенности это касается кассиров, продавцов/ консультантов и мерчендайзеров. В рознице персонал набирается массовым методом, поэтому обучать каждого вновь пришедшего сотрудника действительно невыгодно.

- Но, тем не менее, даже обычный продавец нуждается в определенных знаниях, навыках и умениях? Ведь у каждого магазина свои стандарты обслуживания и сервиса. Нельзя ведь пускать это на самотек?

- Вы правы, у многих магазинов, а особенно это касается крупных розничных сетей, существуют свои стандарты, т.е. определенный набор инструкций, как сотруднику (в данном случае речь идет о продавце/консультанте) вести себя в той или иной ситуации. Чаще всего обучение сотрудников низшего звена сводится к тому, что они заучивают эти инструкции.

- Эффективен ли такой подход? Ведь вызубрить свод правил — это еще не значит стать квалифицированным сотрудником.

- Тем не менее, такой подход дает возможность ввести единый стандарт поведения. Регламентированность действий сотрудника в данном случае — это большой плюс для магазина. Ведь, к примеру, в какой-то затруднительной ситуации, может быть, даже в случае конфликта с покупателем, продавец руководствуется этим стандартом и решает проблему, а не бежит к руководителю за советами.

- Светлана, скажите, отличается ли процесс обучения продавцов в небольших магазинах и крупных ритейлах?

- Многие магазины, а точнее торговые сети, в качестве основной обучающей базы выбирают так называемые видеоинструкции. В небольших сценках показывается, как должен вести себя продавец в той или иной ситуации. Смотреть такие видеоинструкции интереснее и проще для восприятия, чем заучивать десятки правил и положений. Подобные инструкции снимают на заказ для каждой торговой сети в специальных студиях. Разумеется, в широкую продажу подобные фильмы не поступают, их тираж регламентируется количеством точек торговой сети.

- Очевидно, это наиболее эффективный метод обучения. Но применим он, как Вы сказали, скорее в крупных торговых сетях. А как обстоит дело в небольших магазинах?

- В маленьких магазинах ситуация несколько иная. Их бюджет не позволяет снять собственную видоинструкцию «под заказ». Поэтому руководители, либо HR'ы таких магазинов покупают видеосеминары, мультимедийные программы, а затем внутрикорпоративный тренер поясняет материал сотрудникам и приводит соответствующие аналогии.

- С продавцами все более-менее понятно. Но Вы в начале разговора сказали, что также часто в магазинах обучают мерчендайзеров. Есть ли какие-то нюансы в их обучении? Какие методы более эффективны и наименее затратны?

- Очевидно, что учить каждого мерчендайзера на открытом тренинге абсолютно нерентабельно. Для этих сотрудников существуют различные мультимедийные программы, в которых скомпонованы кейсы, задачки, упражнения. С их помощью можно эффективно отработать универсальные навыки. Конечно, большинство крупных компаний старается сделать подобные мультимедийные программы на заказ. Например, компания «Данон» заказала в Учебном Центре SRC мультимедийную обучающую программу «Стандарты мерчендайзинга Danone», с помощью которой мерчендайзеры в увлекательной игровой форме овладевают навыками работы с продукцией именно этой компании.

Светлана, судя по всему, сотрудников магазина можно обучить всему необходимому, было бы желание... А возможностей достаточно. Ну и напоследок, расскажите, пожалуйста, как учатся руководители магазинов? Ведь топ-менеджеры — очень занятые люди, но и у них, скорее всего, бывает необходимость «подтянуть» знания, заполнить какой-то пробел. Верно?

- Топ-менеджеры чаще всего занимаются самообучением. В условиях цейтнота и погони за ростом оборота руководителям некогда посещать открытые семинары и тренинги, поэтому они учатся альтернативными методами. Судя по продажам интернет-магазина, наиболее популярные темы для топов — это управление персоналом, мотивация, личностное развитие и т.д. Среди руководителей магазинов, как впрочем, и среди руководителей других компаний, наибольшим спросом пользуются аудиокниги, которые можно послушать в машине, обучающие фильмы, небольшие видеотренинги.

- Светлана, спасибо большое Вам за столь подробные комментарии. В подведение итогов, что бы Вы пожелали читателям журнала «Управление магазином»?

- Я желаю всем успешного развития, процветания и личностного роста. И пусть Ваши желания овладеть новыми навыками совпадают с Вашими возможностями.

Интервью брала Екатерина Лефтерова



Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.

Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning