Вверх




Новости:

Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.

09.09.2024

Тренинг эксперта состоится в Москве 23-24 сентября.

22.08.2024

Примите участие в нашем исследовании для HR-специалистов.

17.07.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Управление контрактами и ценообразованием инновационных проектов


Романова Мария Вячеславовна

Романова Мария Вячеславовна

Вероятностный характер получения дохода выступает как одна из причин многоэтапности, являющейся важной особенностью при финансировании инновационных проектов и заключающейся в прохождении каждого инновационного проекта ряда стадий - до момента его реализации. Наличие нескольких стадий позволяет, постепенно уменьшая неопределенность, избегать крупных убытков, так как следующий этап разработки, требующий все больших затрат, осуществляется в зависимости от результатов предыдущего. Возможность и целесообразность многоэтапности связаны с тем, что в процессе проведения исследований, т.е. с каждой следующей стадией, объем информации об исследуемом объекте увеличивается. Следовательно, вероятность достижения ожидаемых результатов растет по мере продвижения инновационного проекта по стадиям.

Понятия "цена" и "доходность" связаны фундаментально. Цена почти всегда выступает в качестве критерия оценки целесообразности проведения разработки или исследования. Договорная цена является одним из основных стимулирующих моментов для осуществления расчетов между исполнителями и заказчиками. Анализ действующей практики ценообразования, применяемой при заключении контрактов на инновационную продукцию, позволяет выделить четыре модели цен:

    1 - фиксированные цены (Цф);
    2 - возмещение издержек с учетом прибыли (Цв);
    3 - специальные цены (по предварительной договоренности) (Цс);
    4 - поощрительные цены (Цп).

Фиксированные цены (заранее обусловленные) применяются в случаях, когда имеется возможность с высокой достоверностью выполнить прогноз стоимости работ, соотношений в этих рамках доли, связанной с затратами на оборудование и изменение трудоемкости этих работ, изучения изменения этих цен на оборудование и т.д.

При этом исполнитель берет на себя финансовый риск, так как при выполнении работ все фактические затраты должны быть в пределах обусловленной цены. Фиксированные цены имеют следующие разновидности:

    1.1 Твердая фиксированная цена.
    1.2 Фиксированная корректируемая цена.
    1.3 Финансирование в пределах заданной стоимости.

Модели 1.1 и 1.3 различаются лишь субъектом, устанавливающим цену. Твердая фиксированная цена определяется самим исполнителем, несущим полный финансовый риск. Фиксированную в пределах заданной стоимости цену на разработку инновации устанавливает заказчик. В этом случае исполнитель несет также полный финансовый риск. Однако, в том и другом случае применения цены исполнитель заинтересован в сокращении издержек производства.

Фиксированная корректируемая цена создает исполнителю определенные гарантии от убытков, так как предполагает корректировку цен в процессов выполнения работы. В этом случае финансовый риск несет заказчик. Возможность корректировки цены закладывается в договоре. Данный вид цен применяется в тех случаях, когда имеющиеся исходные данные в связи со сложностью, новизной и другими условиями выполнения работ не позволяют методом прямого калькулирования или экономико-математическими методами определить твердую фиксированную цену контракта.

Первый вид фиксированных цен - твердая фиксированная цена - может быть применен в том случае, когда инновация не отличается новизной, сложностью кооперации и продолжительностью выполнения работ.

Фиксированная корректируемая цена в основном может быть применена к ФПИ и инновационным процессам, для которых характерны развитая кооперация исполнителей, новизна , сложность и другие особенности работы.

Третий вид фиксированных цен используется преимущественно для конкурсных разработок, проводимых в рамках утвержденных программ, не отличающихся принципиальной новизной работ.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, модели фиксированной цены можно представить в следующем виде (табл.1).

В тех случаях, когда инновационные процессы выполняются в сфере принципиально новых разработок, где достоверные прогнозы стоимости затруднены и невозможны, используется модель возмещения издержек. Цена продукции, складывающаяся как возмещение издержек, состоит из ориентировочной себестоимости и ориентировочной прибыли, либо лимитируемой цены этапов и лимитируемой прибыли.

Таблица 1. Математические модели фиксированной цены

Разновидность фиксированной цены Формирование расчета Условные обозначения
1.1. Твердая фиксированная цена Цфт = Сфт + Пфт
Цфт = Сфт + Пфт + Пдоп

Вариант
Цфтэ = Цфтэ1 + Цфтэ2 + ... + ЦфтэN
Сфт - фиксированная твердая себестоимость
Пфт - фиксированная твердая прибыль
Цфтэi - фиксированные твердые цены этапов
Пдоп - дополнительная прибыль
1.2. Фиксированная корректируемая цена Цфк = Сфк + Пфк

Вариант
Цфк = Сфк + Пфт
Цфк = Сфк + Пфт + Пдоп
Сфк - фиксированная корректируемая себестоимость
Пфк - фиксированная корректируемая прибыль
1.3. Фиксированная цена в пределах заданной стоимости Цфп = Сст (прд)
Цфп = Цэ1 + Цэ2 + ... + ЦэК
Сст (прд) - заданная предельная стоимость
Цэi - предельная цена элемента

Заказчик в ходе выполнения исполнителем проверяет фактические затраты и на этой основе устанавливает цену для окончательных расчетов. При этом исполнитель объективно не заинтересован в сокращении издержек, что снижает эффективность цен данной группы.

Цена возмещения издержек имеет три разновидности:

    2.1 Полное возмещение издержек с учетом прибыли (Цвп);
    2.2 Лимитированное возмещение издержек с учетом прибыли (Цлвп);
    2.3 Лимитированное возмещение издержек по формуле долевого участия с учетом прибыли (Цвду) (табл.2).

При помощи возмещения издержек с учетом прибыли заказчик полностью (в целом за работу или поэтапно) возмещает исполнителю проверенные фактические издержки с учетом согласованного уровня рентабельности. В этом случае исполнитель полностью застрахован от финансового риска и объективно не заинтересован в снижении издержек.

Таблица 2. Математические модели цен с возмещением издержек

Разновидность цен с возмещением издержек Формирование расчета Условные обозначения
2.1. Полное возмещение издержек с учетом прибыли Цвп = Со + По
Цвп = Цоэ1 + Цоэ2 +... + ЦоэN
Со - ориентировочная себестоимость
По - ориентировочная прибыль
Цоэi - ориентировочные цены этапов
2.2. Лимитированное возмещение издержек с учетом прибыли Цвп = Цлим
Цлвп = ЦОэ1 + ЦОэ2 + ... + ЦОэк
Цлим - лимитная цена работы
Цоэi - цены этапов (для расчетов за этапы) ориентировочные или другие
2.3. Лимитированное возмещение издержек по формуле долевого участия Цвду = Слим + Пр Слим - предельная лимитируемая себестоимость работ
Пр - прибыли по расчетному уровню

При применении цены с лимитированным возмещением издержек степень финансового риска заказчика уменьшается. Ограничение издержек повышает финансовый риск исполнителя и создает заинтересованность в экономии затрат.

Лимитированное возмещение издержек по формуле долевого участия позволяет разделить финансовый риск заказчика и исполнителя по формуле долевого участия, что в определенной мере снижает заинтересованность исполнителя в экономии при выполнении работ.

Такая модель цены применяется когда отсутствуют данные для определения с требуемой точностью лимитной цены, но ориентировочная стоимость работы и ее этапов может быть рассчитана. Данные позволяют согласовать формулу долевого участия. Лимитная (предельная) величина издержек устанавливается в согласованный сторонами срок.

Модели цен с возмещением издержек рекомендуется применять в случаях выполнения комплексных работ типа "НИР-Аванпроект-ОКР", работ по созданию принципиально новых систем, комплексов, с применением в большом объеме новейших технологий и материалов, обеспечивающих технический прорыв.

Стороны с целью выигрыша времени или по другим обстоятельствам заключают договор на основе ориентировочной стоимости, устанавливая при этом срок (и указав этап) перевода ее в последующую (окончательную) модель. В тех случаях, когда отсутствует возможность экономического обоснования модели цены, пригодной для окончательных расчетов за работу, в связи со сложностью работ или их срочностью применяются специальные цены. Эти цены носят временный характер и подлежат замене в сроки, установленные договором.

Специальные цены имеют две разновидности:

  • предварительная договоренность с установлением лимитной цены (Цсп);
  • предварительная договоренность с установлением ориентировочной цены (Цсо) (табл.3).

Данные виды цен применяются в тех случаях, когда исходные данные достаточны лишь для расчета лимитной цены на работу в целом и твердой (или предварительной) на первые этапы работы. В последующем на базе дополнительных данных в срок, указанный договором, согласовывается цена последующей (окончательной) модели.

Таблица 3. Математические модели специальных цен

Разновидность специальных цен Формирование расчета Условные обозначения
3.1. Предварительная договоренность с установлением лимитной цены Цсп = Цлим = Цлим =Слим + Пр Цлим - лимитная цена на работу
Слим - лимитная себестоимость работы
Пр - прибыль по расчетному уровню
3.2. Предварительная договоренность с установлением ориентировочной цены Цсо = Цо = Со + По Цо - ориентировочная цена работ
Со - ориентировочная себестоимость работы
По - ориентировочная прибыль

Данные виды цен применяются для инновационных процессов в тех случаях, когда новизна и сложность или значительный объем работ не позволяют установить стоимость, а также для инноваций принципиальной новизны и сложности, по которым имеется необходимость срочного заключения договоров.

В тех случаях, когда инновация имеет характер поискового научно-прикладного характера, особенно в случае конверсии, рекомендуется применение моделей поощрительной цены (Цп), которые имеют три разновидности:

  • возмещение определенных видов затрат (Цпвз);
  • возмещение определенной части (доли) затрат (Цпчз);
  • участие в прибыли (Цпуп) (табл.4).

При модели цены, предусматривающей возмещение определенных видов затрат, заказчик путем возмещения определенных видов затрат (материальных, трудовых и т.д.) стимулирует представляющие для него интерес инициативы по созданию научного задела на условиях, установленных договором, уменьшая финансовый риск разработчика.

Таблица 4. Математические модели поощрительных цен

Разновидность поощрительных цен Формирование расчета Условные обозначения
4.1. Возмещение определенных видов затрат Варианты: Цпвз = См
Цпвз = Ст
Цпвз = Сс
Цпвз = См + Ст + Ст и др.
См - стоимость материалов
Ст - стоимость затрат рабочего времени
Сс - стоимость специального оборудования и др.
4.2. Возмещение определенной части (доли) затрат Варианты: Цпиз = Дз (в виде конкретной суммы Дз или процента от стоимости работ Дз - часть (доля) затрат, возмещаемая заказчиком
4.3. Участие в прибыли Цпцп = Дпр (%) Дпр - доля прибыли разработчика с ограничениями или без них (по соглашению сторон)

При использовании модели "Участие в прибыли" предприятия - изготовители берут на себя риск внедрения разработки, выполненной исполнителем в порядке личной инициативы, гарантируя ему согласованную долю прибыли от внедрения разработки. В условиях становления и развития рыночных отношений цены последней группы могут найти широкое применение в отношениях между разработчиками, создающими научный задел и выполняющими инициативные разработки, и промышленными объединениями или организациями-спонсорами, заинтересованными в результатах этих работ (рис.1).

Управление контрактами и ценообразованием инновационных проектов

Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning