Вверх

+7 (495) 748-03-11

+7 (495) 748-03-12

+7 (495) 748-03-13

пн. - пт. с 9.00 до 18.00

Обучение по темам



Новости:

И видеосоветы эксперта прямо сейчас.

23.03.2017

Или как прошел новый тренинг Владимира Якубы?

16.03.2017

Мы поучаствовали в мастер-классе Сергея Илюхи и рады поделиться впечатлениями!

07.03.2017
Все новости

Мы принимаем
Банковские карты
Оплатите покупку в интернет-магазине банковскими картами VISA и Mastercard любого банка.
узнать больше
Электронный кошелек
Моментальная оплата покупок с помощью вашего электронного кошелька RBK Money.
узнать больше
Банковский платеж
Оплатите покупку в любом российском банке. Срок зачисления средств на счет - 3-5 рабочих дней.
узнать больше
Денежные переводы
Оплата покупок через крупнейшие системы денежных переводов CONTACT и Unistream.
узнать больше
Почтовые переводы
Оплатите покупку в любом отделении Почты России. Срок зачисления платежа - 3-4 рабочих дня.
узнать больше
Платежные терминалы
Оплата покупок в терминалах крупнейших платежных систем в любом городе России - быстро и без комиссии.
узнать больше

Нужен ли Вашей компании GR? Несколько шагов навстречу



Бодо Шеффер: "Технологии Вам отчасти помогли, но когда Вы сравниваете свои достижения с достижениями других, более удачливых людей, то Вам может показаться, что они достигают своих целей с меньшими усилиями, потому что у них есть влиятельные друзья, с помощью которых открываются многие двери".
Б. Шеффер "Путь к финансовой независимости", 2002, С.27.


Government relation (GR) - установление и поддержание партнерских отношений с органами государственной власти - становится одним из важнейших бизнес-процессов в российских компаниях. В соответствии с современной философией бизнеса, органы государственной власти - один из stakeholders* любой компании и, соответственно, отношение с государством становится частью стратегического планирования бизнеса (*stakeholders - субъекты, заинтересованные в результатах деятельности компании и влияющие на компанию. Это - партнеры, сотрудники, акционеры, потребители, местное сообщество и пр.).

И, тем не менее, многие, особенно производственные, или зарубежные компании, приходят к внедрению лоббистской функции лишь после столкновения с препятствиями и ограничениями для развития бизнеса. Какие бы красивые слова и весомые аргументы о пользе установления партнерских отношений компаний с органами власти лоббистских не приводились, необходимость формирования таких отношений осознается далеко не сразу, а решение поставить GR как бизнес-процесс дается после длительных размышлений. В нашей статье мы попытаемся помочь топ менеджерам осмыслить свои GR-потребности и содействовать пониманию, нужны ли компании лоббистские технологии и стоит ли торопиться с поиском специалиста по внешним связям, а также - какими компетенциями и личностными качествами должен обладать кандидат на должность GR-менеджера.

Шаг первый. Для определения того, нужен ли GR Вашей компании, ответьте на следующие вопросы:

  1. Отношение органов власти к деятельности компании имеет значение для Вашего бизнеса (для его существования, развития)?
  2. Насколько зависит успех начинаний компании от позиции представителей органов власти?
  3. Насколько существование Вашего бизнеса связано с решениями органов власти?
  4. Возникают ли у компании проблемы с органами власти и как они решаются?
  5. Как формируется отношение представителей органов власти к Вашей компании, ее руководителям, продуктам, проектам? (Кто формирует эти отношения?)
  6. Как часто компания контактирует с органами власти и каковы последствия этих контактов?
  7. Удавалось ли компании извлечь пользу из внешних связей, можете ли оценить выгоды от контактов с представителями органов власти?
  8. Как Вы думаете, влияет ли на деловую репутацию компании наличие связей в органах государственной власти? Можете ли Вы это сказать о Вашей компании?

Шаг второй. Составьте список GR-needs для Вашей компании.

Чтобы облегчить эту задачу, распределите потребности в отношениях с органами власти и лоббировании интересов компании на стратегические и тактические. Для многих компаний этот список состоит из следующих типичных GR-потребностей:

Стратегические потребности

  • Нужно позитивное отношение представителей органов власти к конкретному направлению деятельности и планам развития (например, выход компании в новый регион, стремление увеличить долю рынка на существующей территории).
  • Нужна устойчивая позитивная репутация компании среди представителей органов власти (муниципальных, региональных, отраслевых, федеральных, законодательных, исполнительных).

Текущие потребности

  • Для реализации одного из направлений бизнеса компании требуется протекционистское отношение органа власти (то есть - "зеленый свет" Вашим начинаниям).
  • Нужна положительная позиция конкретного органа власти по конкретному проекту компании.
  • Нужно выиграть тендер, объявленный городской администрацией (и желательно чаще выигрывать).

Шаг третий. Определите, какие именно направления лоббистской деятельности важны в настоящей момент Вашему бизнесу. С чего начать?

Возможно, ответы на следующие вопросы помогут Вам составить картину желаемого уровня отношений с органами власти.

Решите, контакты с какими представителями и органами власти существенны для Вашего бизнеса?

  • Органы муниципальной власти (например, префектура, мэрия).
  • Органы региональной исполнительной власти (например, администрация губернатора).
  • Органы региональной законодательной власти (например, Городская Дума).
  • Органы федеральной исполнительной власти (например, Федеральное министерство).
  • Органы федеральной законодательной власти (например, сенатор, комитет в Государственной Думе).

Подумайте, какими бы Вы хотели видеть Ваши отношения с тем или иным органом власти?

  • желательно быть в курсе решений органов власти (например, по вопросам регулирования Вашего сегмента рынка, или по широкому спектру проблем);
  • желательно влиять на принятие государственных (муниципальных, региональных) решений, участвовать в принятии этих решений (например, представитель Вашей компании может стать членом Общественных комиссий при органах власти (Региональной Общественной палаты, например);
  • хотелось бы иметь деловые контакты с представителями и руководителями органов власти, сформировать протекционистское отношение к компании;
  • для развития бизнеса полезным стало бы партнерство с государством, муниципалитетом, региональной администрацией (например, хотелось бы поучаствовать в региональном инвестиционном проекте совместно с органом власти);
  • требуется устойчивая репутация компании среди представителей власти - желательно побеждать в тендерах органа власти;
  • желательно активно участвовать в развитии законодательства применительно к некоторым секторам экономики.

Вы увидели, что существует множество вариантов партнерских отношений бизнеса и власти и, соответственно, направлений GR-деятельности компании. Некоторые компании начинают с постановки глобальных задач: например, организуют влияние на законодательство (такие компании активно работают в законодательном органе власти - в рабочих группах, предлагают свои варианты законов). Многие компании ограничиваются установлением устойчивых деловых связей с представителями органов власти для регулярного решения вопросов, связанных с развитием бизнеса. Ряд компании пытаются получить "доступ" к бюджетным средствам, участвую в инвестиционных программах.

В любом случае руководитель компании должен выбрать модель общения с органами власти. Речь идет о том, будет ли это прямое общение или с привлечением многочисленных посредников.

Шаг четвертый. Подумайте, по какой схеме Вы будете строить партнерские отношения с органами государственной власти? Сможете ли Вы обойтись без "посредников"?

Прямое общение компании с представителями власти может стать весьма трудоемким. Например, участие представителя компании в общественной комиссии, рабочей группе органа власти потребует огромных временных трат, привлечения юристов, экспертов, проведение мониторинга. С другой стороны - многие организации тратят огромные финансовые ресурсы на проведение информационных кампаний в СМИ для формирования позитивного имиджа компании для целевой группы - чиновников и достигают результатов (в своей практике сталкивалась с задачами разработать и организовать информационную кампанию, нацеленную всего лишь на одного реципиента - руководителя органа власти!). Дело не только в ресурсах, выбор коммуникативной модели для установления отношений с органами власти зависит от множества факторов: это и финансовые ресурсы компании, и знание технологий лоббирования, наличие GR-специалиста и коммуникативные способности топ менеджеров, но главное - масштабность задач и количество направлений GR-работы.

Методов построения партнерства в органами власти множество.

Познакомьтесь с некоторыми коммуникативными моделями:

  • "GR-менеджер (руководитель компании) - чиновник, орган власти".
  • "GR-менеджер (руководитель компании) - Ассоциация (промышленные ассоциации; общественные организации; профсоюзы) - чиновник, орган власти".
  • "GR-менеджер (руководитель компании) - депутат - исполнительная власть, судебная власть".
  • "GR-менеджер (руководитель компании) - группа компаний - законодательная власть".
  • "GR-менеджер (руководитель компании) - депутаты".
  • "GR-менеджер (руководитель компании) - группа компаний - деловая общественная организация - депутаты - чиновники".
  • "GR-менеджер (руководитель компании) - общественные деятели, политическая партия - чиновник".
  • "GR-менеджер (руководитель компании) - СМИ - чиновник".

Теперь видите, что GR - взаимодействие не только с чиновниками, но и множеством других субъектов лоббистского процесса (представительскими организациями бизнеса, депутатами, общественными и политическими организациями).

Установление отношений с органами власти и организация влияния на принятие решений требует использования множества тактик общения, коммуникативных аналитических техник, требует знания технологий лоббирования. А знаете ли Вы такие технологии?

Шаг пятый. Какими лоббистскими технологиями (упрощенно говоря - техниками влияния на принятие решений органами власти) Вы (Ваша команда, компания) владеете или Вам потребуется специалист, имеющий опыт лоббирования?

Для справки: слово "Лоббирование" (англ. Lobbying) происходит от английского Lobby (буквально - кулуары). Так обозначался коридор в одном из первых европейских парламентов - английском парламенте - в этом lobby уже в 13-14 веках проводились кулуарные переговоры, влияющие на голосование и принятие законодательных решений.

Перечислим некоторые стандартные методы влияния на решения органов власти (причем эффективность каждого из этих методов обеспечивается опять же знанием лоббистских технологий и умением их применять в соответствии с задачами и ресурсами):

  • Компании направляю письменные обращения в органы власти.
  • Выступают в СМИ - организуют информационные кампании в СМИ, формирующие общественное мнение по конкретной теме.
  • Компании финансово поддерживают общественные деловые организации, которые, в свою очередь влияют на принятие решений,
  • Компании вступают и активно участвуют в деятельности общественных деловых организаций (например, Российский Союз Промышленников и Предпринимателей (работодателей).
  • Входят в состав общественных комиссий, рабочих групп, комитетов при органах власти.
  • Компании пишут законопроекты и продвигают их в органах законодательной власти.
  • Представители компаний избираются депутатами.
  • Организуют депутатские или парламентские запросы.
  • Организуют массовые акции с участием населения (например, письма и "звонки" граждан в органы власти, демонстрации и митинги протеста).
  • Устанавливают деловые контакты с чиновниками.
  • Организуют специальные лоббистские кампании.
  • Продвигают на государственные должности лояльных компании лиц.
  • Компании объединяют ресурсы с другими компаниями для реализации лоббистских проектов.

Понятно, что многообразие применяемых методов лоббирования увеличивает результативность лоббистских проектов компании. Теперь, если Вы дошли до этого, последнего в нашем тексте шага - Вы уже готовы ответить на следующий вопрос.

Шаг шестой. Как поставить GR как бизнес-процесс, нужен ли компании специалист или можно обойтись своими силами?

Как правило, должность GR-менеджера называется "Директор (менеджер) по внешним связям, по взаимодействию с органами власти". Специализированное GR-подразделение может называться "Департамент по внешним связям", варианты: "по связям (взаимодействию) с органами власти".

По данным Ассоциации Менеджеров России, в российских компаниях распространены следующие варианты распределения GR функционала: (http://www.amr.ru/doc1216.html).

  • Более половины российских компаний - 55% имеют GR - функцию в виде специализированного лица или подразделения.

  • В 30% компаний имеется специализированное GR-подразделение (как правило - "Департамент по отношениям с органами власти" или "внешним связям".

  • В 25 % компаний введены должности Вице-президента, Директора по отношениям с органами власти, Советников, помощников по отношениям с органами власти (без создания департамента).

  • В ряде компаний вопросами GR занимается Высшее руководство компании (Президент, Генеральный Директор).

  • В некоторых компаниях GR-специалисты работают в составе других департаментов (по корпоративным отношениям, PR).

  • Профессиональных GR-специалистов, имеющих соответствующий опыт, не так много на рынке труда. Типичными источниками рекрутирования GR-специалистов для большинства компаний являются:

    1. Бывшие чиновники, депутаты.
    2. Специалисты разных сфер (PR, политическое консультирование, юристы, аналитики), имеющие связи и навыки сотрудничества с органами власти.
    3. GR-специалисты, работающие в общественных организациях бизнеса.

    Если Вы приняли решение нанять GR-менеджера, будет полезным познакомиться с набором компетенций GR-специалиста (причем каждая позиция в данном списке должна присутствовать среди компетенций кандидатов). Список составлен на основе собственной практики руководства GR-подразделением, а также многолетней практики лоббистской деятельности и консалтинга.

    1. Знание и понимание государственной сферы (устройство системы власти, возможности и ограничения отдельных органов власти, процедуры принятия решений, документооборот, этика и стилистика общения). Крайне желателен опыт госслужбы.

    2. Навыки продуктивного общения с представителями органов власти (представляются доказательства продуктивности - проекты, решения, участие в общественных комитетах, рабочих группах и пр.)

    3. Наличие персональных связей с представителями органов власти (на различных уровнях).

    4. Умение вести деловую переписку и знание документооборота органов власти.

    5. Знание PR-технологий: умение работать с масс-медиа, events management (организация специальных мероприятий), репутационный менеджмент.

    6. Политическая компетентность (интерес к политической информации, понимание государственной политики, умение интерпретировать конкретные решения органов власти).

    7. Коммуникативная компетентность.

    8. Знание отраслевой проблематики.

    9. Профильное гуманитарное образование (проведенные Ассоциацией менеджеров опросы показывают, что к приоритетным для GR-менеджеров является образование в сфере государственного управления, юриспруденции, экономики).

    Рекомендуем также тщательно проанализировать личностные особенности возможного кандидата на должность GR-менеджера. По нашим оценкам, каждая из перечисленных ниже позиций должна присутствовать в личности GR-менеджера (этот список также составлен по результатам собственной многолетней лоббистской исполнительской, управленческой и консалтинговой практики).

    • Коммуникативные способности (легкость и непринужденность в установлении контактов, умение вызвать расположение и доверие)
    • Аналитические способности.
    • Развитый эмоциональный интеллект.
    • Презентабельная внешность.
    • Мастерство переговоров.
    • Грамотное владение устным и письменным словом.
    • Организаторские способности.
    • Деловые качества (настойчивость, целеустремленность, организованность, дисциплинированность).

    Статья написана специально для сайта Учебного Центра "SRC".

    Автор: Елена Боброва, кандидат психологических наук, доцент психологии - независимый консультант по корпоративным коммуникациям.



    Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону (495) 748-03-13 или по электронной почте avtor@src-master.ru.