Если вы входите в число тех, кто «готовит телегу зимой», сейчас время это сделать со скидками до 50%.
Вы еще успеваете зарегистрироваться на наши открытые программы до конца года.
Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Бодо Шеффер: "Технологии Вам отчасти помогли, но когда Вы сравниваете свои достижения с достижениями других, более удачливых людей, то Вам может показаться, что они достигают своих целей с меньшими усилиями, потому что у них есть влиятельные друзья, с помощью которых открываются многие двери".
Б. Шеффер "Путь к финансовой независимости", 2002, С.27.
Government relation (GR) - установление и поддержание партнерских отношений с органами государственной власти - становится одним из важнейших бизнес-процессов в российских компаниях. В соответствии с современной философией бизнеса, органы государственной власти - один из stakeholders* любой компании и, соответственно, отношение с государством становится частью стратегического планирования бизнеса (*stakeholders - субъекты, заинтересованные в результатах деятельности компании и влияющие на компанию. Это - партнеры, сотрудники, акционеры, потребители, местное сообщество и пр.).
И, тем не менее, многие, особенно производственные, или зарубежные компании, приходят к внедрению лоббистской функции лишь после столкновения с препятствиями и ограничениями для развития бизнеса. Какие бы красивые слова и весомые аргументы о пользе установления партнерских отношений компаний с органами власти лоббистских не приводились, необходимость формирования таких отношений осознается далеко не сразу, а решение поставить GR как бизнес-процесс дается после длительных размышлений. В нашей статье мы попытаемся помочь топ менеджерам осмыслить свои GR-потребности и содействовать пониманию, нужны ли компании лоббистские технологии и стоит ли торопиться с поиском специалиста по внешним связям, а также - какими компетенциями и личностными качествами должен обладать кандидат на должность GR-менеджера.
Шаг первый. Для определения того, нужен ли GR Вашей компании, ответьте на следующие вопросы:
Шаг второй. Составьте список GR-needs для Вашей компании.
Чтобы облегчить эту задачу, распределите потребности в отношениях с органами власти и лоббировании интересов компании на стратегические и тактические. Для многих компаний этот список состоит из следующих типичных GR-потребностей:
Стратегические потребности
Текущие потребности
Шаг третий. Определите, какие именно направления лоббистской деятельности важны в настоящей момент Вашему бизнесу. С чего начать?
Возможно, ответы на следующие вопросы помогут Вам составить картину желаемого уровня отношений с органами власти.
Решите, контакты с какими представителями и органами власти существенны для Вашего бизнеса?
Подумайте, какими бы Вы хотели видеть Ваши отношения с тем или иным органом власти?
Вы увидели, что существует множество вариантов партнерских отношений бизнеса и власти и, соответственно, направлений GR-деятельности компании. Некоторые компании начинают с постановки глобальных задач: например, организуют влияние на законодательство (такие компании активно работают в законодательном органе власти - в рабочих группах, предлагают свои варианты законов). Многие компании ограничиваются установлением устойчивых деловых связей с представителями органов власти для регулярного решения вопросов, связанных с развитием бизнеса. Ряд компании пытаются получить "доступ" к бюджетным средствам, участвую в инвестиционных программах.
В любом случае руководитель компании должен выбрать модель общения с органами власти. Речь идет о том, будет ли это прямое общение или с привлечением многочисленных посредников.
Шаг четвертый. Подумайте, по какой схеме Вы будете строить партнерские отношения с органами государственной власти? Сможете ли Вы обойтись без "посредников"?
Прямое общение компании с представителями власти может стать весьма трудоемким. Например, участие представителя компании в общественной комиссии, рабочей группе органа власти потребует огромных временных трат, привлечения юристов, экспертов, проведение мониторинга. С другой стороны - многие организации тратят огромные финансовые ресурсы на проведение информационных кампаний в СМИ для формирования позитивного имиджа компании для целевой группы - чиновников и достигают результатов (в своей практике сталкивалась с задачами разработать и организовать информационную кампанию, нацеленную всего лишь на одного реципиента - руководителя органа власти!). Дело не только в ресурсах, выбор коммуникативной модели для установления отношений с органами власти зависит от множества факторов: это и финансовые ресурсы компании, и знание технологий лоббирования, наличие GR-специалиста и коммуникативные способности топ менеджеров, но главное - масштабность задач и количество направлений GR-работы.
Методов построения партнерства в органами власти множество.
Познакомьтесь с некоторыми коммуникативными моделями:
Теперь видите, что GR - взаимодействие не только с чиновниками, но и множеством других субъектов лоббистского процесса (представительскими организациями бизнеса, депутатами, общественными и политическими организациями).
Установление отношений с органами власти и организация влияния на принятие решений требует использования множества тактик общения, коммуникативных аналитических техник, требует знания технологий лоббирования. А знаете ли Вы такие технологии?
Шаг пятый. Какими лоббистскими технологиями (упрощенно говоря - техниками влияния на принятие решений органами власти) Вы (Ваша команда, компания) владеете или Вам потребуется специалист, имеющий опыт лоббирования?
Для справки: слово "Лоббирование" (англ. Lobbying) происходит от английского Lobby (буквально - кулуары). Так обозначался коридор в одном из первых европейских парламентов - английском парламенте - в этом lobby уже в 13-14 веках проводились кулуарные переговоры, влияющие на голосование и принятие законодательных решений.
Перечислим некоторые стандартные методы влияния на решения органов власти (причем эффективность каждого из этих методов обеспечивается опять же знанием лоббистских технологий и умением их применять в соответствии с задачами и ресурсами):
Понятно, что многообразие применяемых методов лоббирования увеличивает результативность лоббистских проектов компании. Теперь, если Вы дошли до этого, последнего в нашем тексте шага - Вы уже готовы ответить на следующий вопрос.
Шаг шестой. Как поставить GR как бизнес-процесс, нужен ли компании специалист или можно обойтись своими силами?
Как правило, должность GR-менеджера называется "Директор (менеджер) по внешним связям, по взаимодействию с органами власти". Специализированное GR-подразделение может называться "Департамент по внешним связям", варианты: "по связям (взаимодействию) с органами власти".
По данным Ассоциации Менеджеров России, в российских компаниях распространены следующие варианты распределения GR функционала: (http://www.amr.ru/doc1216.html).
Более половины российских компаний - 55% имеют GR - функцию в виде специализированного лица или подразделения.
В 30% компаний имеется специализированное GR-подразделение (как правило - "Департамент по отношениям с органами власти" или "внешним связям".
В 25 % компаний введены должности Вице-президента, Директора по отношениям с органами власти, Советников, помощников по отношениям с органами власти (без создания департамента).
В ряде компаний вопросами GR занимается Высшее руководство компании (Президент, Генеральный Директор).
В некоторых компаниях GR-специалисты работают в составе других департаментов (по корпоративным отношениям, PR). |
Профессиональных GR-специалистов, имеющих соответствующий опыт, не так много на рынке труда. Типичными источниками рекрутирования GR-специалистов для большинства компаний являются:
Если Вы приняли решение нанять GR-менеджера, будет полезным познакомиться с набором компетенций GR-специалиста (причем каждая позиция в данном списке должна присутствовать среди компетенций кандидатов). Список составлен на основе собственной практики руководства GR-подразделением, а также многолетней практики лоббистской деятельности и консалтинга.
1. Знание и понимание государственной сферы (устройство системы власти, возможности и ограничения отдельных органов власти, процедуры принятия решений, документооборот, этика и стилистика общения). Крайне желателен опыт госслужбы.
2. Навыки продуктивного общения с представителями органов власти (представляются доказательства продуктивности - проекты, решения, участие в общественных комитетах, рабочих группах и пр.)
3. Наличие персональных связей с представителями органов власти (на различных уровнях).
4. Умение вести деловую переписку и знание документооборота органов власти.
5. Знание PR-технологий: умение работать с масс-медиа, events management (организация специальных мероприятий), репутационный менеджмент.
6. Политическая компетентность (интерес к политической информации, понимание государственной политики, умение интерпретировать конкретные решения органов власти).
7. Коммуникативная компетентность.
8. Знание отраслевой проблематики.
9. Профильное гуманитарное образование (проведенные Ассоциацией менеджеров опросы показывают, что к приоритетным для GR-менеджеров является образование в сфере государственного управления, юриспруденции, экономики).
Рекомендуем также тщательно проанализировать личностные особенности возможного кандидата на должность GR-менеджера. По нашим оценкам, каждая из перечисленных ниже позиций должна присутствовать в личности GR-менеджера (этот список также составлен по результатам собственной многолетней лоббистской исполнительской, управленческой и консалтинговой практики).
Статья написана специально для сайта Учебного Центра "SRC".
Автор: Елена Боброва, кандидат психологических наук, доцент психологии - независимый консультант по корпоративным коммуникациям.
Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков
Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству
Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию
Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning