Вверх

ПОДРОБНЕЕ



Новости:

О том, как использовать современные научные достижения в поведенческой экономике – рассказывает Юрий Лоханов.

27.10.2020

О «пандемических» трендах и как их использовать в трейд-маркетинге – рассказывает Татьяна Матюшина.

21.10.2020

Ирина Ткачева расскажет, как сделать переписку с клиентами и сотрудниками эффективной.

13.10.2020
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Мультимедийное обучение (Журнал «The Career Forum»)



С развитием новых информационных технологий расширяется спектр информационных ресурсов и услуг, создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства, а, следовательно, становится иной и система образования.

Изменились, в первую очередь, требования к самому содержанию образования - оно не должно давать знания по принципу "все обо всем", а быть более специализированным, применимым к задачам и условиям функционирования конкретной компании. К сожалению, получить такие знания при существующей в стране системе образования невозможно. Вузы ежегодно выпускают тысячи никому ненужных специалистов, при этом пройти обучение по востребованным рынком специальностям негде.

Все большее число современных предпринимателей осознают, что в нынешней ситуации гораздо выгоднее учить сотрудников внутри компании, создавая собственные, внутрикорпоративные системы и стандарты обучения. Но как организовать процесс получения новых знаний таким образом, чтобы добиться максимального эффекта, минимизируя при этом расходы на обучение, да еще желательно без отрыва от производства?

К счастью, сама система организации обучения не стоит на месте: на повышающиеся требования к знаниям и навыкам она отвечает новыми образовательными технологиями. Обучение с использованием компьютерных технологий становится одним из стандартных компонентов учебного процесса. И особое место в нем занимают мультимедийные обучающие системы, являющиеся на сегодняшний день одной из наиболее перспективных методик получения новых знаний и повышения квалификации персонала компании.

Многочисленные исследования отмечают преимущества системы обучения с использованием мультимедийных технологий - происходит значительная экономия времени, необходимого для изучения материала (в среднем она составляет 30%), а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Кроме этого, существуют и другие позитивные факторы, которые говорят в пользу такого способа получения знаний:
  • Более глубокое понимание изучаемого материала;
  • Мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний;
  • Уменьшение затрат на организацию обучения и повышение квалификации (возможность многократного применения мультимедийной программы, обучение без отрыва от производства);
  • Минимизация бизнес-рисков: обучение проводится на ситуационных, приближенных к реальности примерах, позволяя отработать полученные навыки до применения их на практике;
  • Мультимедиа-программы легко адаптируются к конкретным задачам и специфике деятельности компании.


Как правило, перед руководителем, принимающим решение о необходимости организации обучения для своих сотрудников, стоят две основные задачи: мотивировать персонал на обучение и проконтролировать сам процесс учебы и его результаты. Мультимедиа-программы позволяют сотрудникам получать знания в новой, необычной и поэтому увлекательной интерактивной форме, добиваясь при этом наилучших показателей.

Например, в тренингах, которые разрабатывает и создает партнер нашей компании - фирма "МедиуМ", обучение проводится на ситуационных, приближенных к реальности упражнениях, позволяя отработать полученные навыки до применения их на практике. Это могут быть игровые видеосюжеты, активные игровые модели и даже полноценные симуляторы реальных процессов, построенные на основе комплексных математических моделей. Таким образом, теория и практика case-обучения получает существенное развитие в интерактивных упражнениях-сюжетах, которые имитируют реальные процессы и ситуации.

При обучении на мультимедиа-тренинге человека захватывает сам процесс обучения: игровые соревновательные модели взаимодействия тренинга и человека стимулируют показывать все более высокие результаты. Прекрасная стилизация интерфейса мультимедийного тренинга делает обучение не только полезным, но и крайне увлекательным. Обучаемые сами начинают стремиться к учебе, обсуждению результатов, в коллективе зарождается азарт, что стимулирует наилучшее усвоение материала. Также, что немаловажно, каждый этап тренинга завершается тестовым заданием, что позволяет руководителю проверить, насколько хорошо усвоен материал.

И, наконец, мультимедиа-тренинги являются уникальной по своим свойствам образовательной средой: с их помощью можно вести обучение без отрыва сотрудников от профессиональной деятельности, что гарантирует как высокий процент усвоения материала (в этих условиях обучаемый будет гораздо чаще стремиться приложить получаемые знания к контексту своей повседневной работы), так и снижение косвенных издержек за счет неспособности сотрудников выполнять во время обучения свои прямые функции. С другой стороны, такое свойство компьютерного бизнес-образования как возможность работы с мультимедиа-тренингами в удобное для себя время позволяет учащемуся самостоятельно определять время, порядок и даже место обучения.

Помимо мультимедиа-тренингов существуют программы, которые строятся по принципу "живых семинаров" и позволяют получить большой объем знаний при помощи интерактивных технологий. В качестве примера можно привести новый проект, разработанный нашей компанией, - мультимедийную обучающую программу "Портфель Директора". Программа разработана ведущими российскими консультантами в области менеджмента, маркетинга, финансов и управления персоналом. За основу была взята программа Executive MBA, но при этом все технологии адаптированы и успешно используются на российском рынке. В Программе оптимально сочетаются 42 часа видеолекций, система интерактивных тестов, конспекты лекций и универсальные приложения. Большая часть знаний передается в виде инструментов, готовых для немедленного практического использования. Весь материал содержится на 20 компакт-дисках, по которым можно заниматься где угодно и когда угодно, без привязки к расписанию учебных заведений и преподавателей.

По сути, программа представляет собой интерактивный самоучитель по наиболее важным и актуальным бизнес-дисциплинам, который позволяет не только получить новые знания, но и проверить качество их усвоения с помощью системы тестирования. Благодаря мультимедийным технологиям мы смогли использовать способ подачи информации, рассчитанный не только на зрительное, но и на слуховое восприятие. К примеру, в нашей программе есть видеоблок - записи лекций, которые читают бизнес-тренеры. Для многих наших потенциальных клиентов, которые являются аудиалами, очень привычно и логично воспринимать информацию на слух. Также существует возможность просто читать конспекты этих же самых лекций. При желании человек может их распечатать и изучать содержание так, как он читал бы любой другой учебник.

Очень важный момент - оценка усвоения знаний. Для этого в Программе, помимо входных тестов, позволяющих определить первоначальный уровень подготовки обучающегося по тем или иным дисциплинам, мы предусмотрели систему тестирования итоговых результатов обучения. Нужно ответить на вопросы теста по каждой теме, и в случае неверного ответа сразу же выдается комментарий, где произошла ошибка и какой ответ был бы правильным. То есть, по сути, материал был прослушан или прочитан, но часто бывает, что усвоен не на 100 процентов. И подобный интерактивный тест позволяет, не тратя много времени, повторить и закрепить полученный материал. В результате, помимо контроля за процессом обучения получается инструмент для обратной связи.

По просьбам наших клиентов мы создали и сетевую версию Программы. Она позволяет сохранять данные о просмотрах определенных лекций и о результатах прохождения тестирования сотрудниками на сервере администратора. Таким образом, компании получили аналог дистанционной корпоративной системы обучения, по которой сейчас стараются обучать большое количество своих сотрудников. Положительным моментом является то, что появляется возможность дать всем вовлеченным в процесс управления компанией людям одни и те же знания, чтобы они понимали друг друга, говорили на одном и том же языке. Наша Программа для многих предприятий стала единым профессиональным стандартом.

Мы надеемся, что руководители компаний оценят удобство интерактивного обучения с использованием мультимедийных средств, а также экономические преимущества, которые возникнут в результате сокращения расходов на командировки и уменьшения потерь рабочего времени сотрудников.

Самарина Татьяна,
компания SRC Consulting Group
11.12.2004

Назад к архиву