Вверх




Новости:

Примите участие в нашем исследовании для HR-специалистов.

17.07.2024

Бесплатный вебинар о том, как искусственный интеллект поставить на помощь рекрутеру, повторим 23 июня.

11.06.2024

Осталась неделя до того, как вырастет стоимость тренинга Василия Гурьева. Не откладывайте регистрацию.

15.05.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Обучение на расстоянии. О плюсах и минусах мультимедийных программ (Журнал "Маркетинг PRO")



Учиться, учиться и еще раз учиться. Завет великого вождя как нельзя более актуален в наши дни, когда наука и техника не стоят на месте, новейшие технологии появляются очень быстро. И чтобы идти в ногу со временем, очень важно своевременно получать новые знания и постоянно развиваться.

В процессе трудовой деятельности времени на дополнительное обучение, как правило, не хватает. Засиживаешься на работе допоздна, и нет лишней минуты, не говоря уже о часах, которые можно было бы потратить на поездку в учебное заведение, лекции, семинары и тем более экзамены.

Убить двух зайцев

А руководителю, конечно, хочется, чтобы его менеджеры были самые «подкованные» и осведомленные. Как найти выход из этой ситуации? Работа или учеба. Если пытаться совместить, что-то одно обязательно будет страдать… На самом деле убить двух зайцев все же можно. И оружие, которым это можно сделать, называется мультимедийная обучающая программа.
В октябрьском номере нашего журнала мы рассказывали вам о новых технологиях обучения персонала на примере мультимедийной программы «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®». Сегодня мы решили заглянуть глубже и понять, как «работает» мультимедийный формат обучения и насколько он востребован на современном рынке.

Кому это надо?

Наши вопросы мы задали специалисту в области мультимедиийного обучения, директору по производству мультимедийных программ Учебного Центра SRC Марине Унгер.

- Марина, расскажите, насколько развито в России корпоративное обучение и мультимедийные технологии?

- Мы работаем в области обучения уже более восьми лет. Можно сказать, что становление российского рынка корпоративного обучения проходило на наших глазах. С каждым годом ситуация стремительно изменяется – рынок становится все более активным и требовательным к провайдерам. В то же время за последние 2 года заметно вырос интерес к мультимедийным формам обучения. Это особенно заметно по специализированным выставкам, в которых мы участвуем. Если в 2004 году, когда вышла в свет наша первая программа «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®. Эффективный менеджмент», нашей первоочередной задачей было объяснить клиентам, что такое мультимедиа, как это устроено и в чем преимущества подобной формы обучения, то сегодня отвечать на подобные вопросы нам уже практически не приходится.
Кроме того, сегодня каждый ребенок может освоить всю школьную программу по замечательным мультимедийным учебникам. В России достаточно профессиональных компаний, которые выпускают качественные мультимедийные игры, учебники и обучающие программы по базовым дисциплинам. Чего, к сожалению, нельзя сказать о бизнес-образовании. У нас пока еще немного компаний, предлагающих программы, которые совмещают в себе все возможности мультимедиа и качественный бизнес-контент.

- Давайте разберемся по порядку. Какая программа может называться мультимедийной и какие требования должны предъявлять к ней пользователи?

- Мультимедиа (multimedia, от англ. multi - много и media - носитель, среда) - совокупность всех видов информации (графической, звуковой, видео). Мультимедиа – это работа с компьютером, такая же увлекательная как беседа с образованным человеком, который ко всему прочему еще и великолепно технически оснащен.
Основная цель мультимедийной программы – вовлечь пользователя в учебный процесс, «заставить» его самостоятельно выполнить определенные действия (манипуляции), чтобы отработать навыки, необходимые в его практической деятельности. И за счет этого значительно повысить эффективность обучения. Так, например, с помощью мультимедийных упражнений, которые мы используем в наших программах, пользователь может побывать в роли руководителя предприятия, бренд-менеджера или финансиста, чтобы, окунувшись в смоделированную рабочую ситуацию, предпринять действия, которые он бы совершил в реальной жизни.
Чтобы действительно называться «мультимедийной», программа должна содержать в себе различные формы обратной связи – в виде интерактивных тестов, упражнений, всплывающих подсказок, игровых ситуаций и виртуальных персонажей. Одного текста или видео недостаточно. Необходимо постоянно держать слушателя «в тонусе», постоянно вызывать в нем интерес и обратную реакцию, чтобы он не «зачитался» и не «заслушался»…

- А что Вы вкладываете в понятие «качественный бизнес-контент»?

- Качественный бизнес-контент, то есть содержание учебного курса, должно соответствовать уровню обучаемого. Как мы уже говорили, рынок корпоративного обучения в России сегодня достаточно хорошо развит, и образовательный уровень сотрудников растет с каждым годом. Поэтому мы должны уважать наших пользователей и готовить для них материал, содержащий не стандартную институтскую программу по менеджменту, а практические рекомендации от экспертов, профессиональных маркетологов, финансистов, HR и других специалистов. Нам не раз приходилось слышать от клиентов, знакомых с западными, переведенными на русский язык, мультимедийными курсами, что их содержание часто оставляет желать лучшего. Точнее сказать, эти курсы, даже переведенные на русский, зачастую не соответствуют российскому менталитету и не адаптированы под наш рынок.
Именно поэтому при разработке наших мультимедийных программ из серии «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®» мы особое внимание уделяем составу авторов и предъявляем очень высокие требования к их материалам.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее, как Вы выбираете кандидатуры для этой важной роли?

- Выбор авторов курса – это первоочередная и самая важная задача. Так как успех курса на 90% зависит именно от того, кто является автором курса. Правильный выбор автора гарантирует, что: во-первых, пользователи получат качественное содержание и успешные работающие бизнес-технологии, во-вторых, они услышат интересного оратора, который умеет донести свою мысль четко, лаконично и доступно. Ну и, в-третьих, что особенно важно для нас, как для производителей, это обеспечит более высокий интерес к нашим курсам. Согласитесь, для современных, уже очень продвинутых и требовательных специалистов есть разница, чей семинар, например, по брендингу, посетить – хорошо подкованного теоретика или автора мировых суперпопулярных брендов. Именно поэтому при выборе автора мы, прежде всего, опираемся на его деловую репутацию и профессиональный опыт.
Кроме того, каждый автор проходит своеобразный «кастинг». Выступать перед камерой – тяжелейший труд. Особенно когда необходимо, чтобы каждый пользователь ощущал, что автор обращается именно к нему. Поэтому предварительная видеосъемка – это одно из испытаний, с которым не все успешно справляются.

- Мне кажется, без ответственного отношения сотрудников к процессу обучения, даже самые великолепные ораторы не смогут помочь. Как работает система контроля в мультимедийной программе? Как руководителю отследить, насколько ответственно подходят сотрудники к обучению и каковы результаты?

- Без серьезной системы контроля любой учебный процесс, даже хорошо организованный, к сожалению, может сойти на нет. Мы все прекрасно понимаем, что мотивация на обучение у всех людей разная, но чаще достаточно низкая. Еще сложнее привлечь сотрудника к самостоятельному обучению. Поэтому сотрудников необходимо всячески стимулировать. И четко отлаженная система контроля – это один из инструментов.
В программе «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®» фиксируется вся информация о работе с программой каждого конкретного пользователя: время просмотра видеолекций, когда и с каким результатом выполнял упражнения, тесты и отвечал на вопросы Виртуального экзаменатора e-Learn Expert®. Все эти данные удобно сгруппированы в таблице по каждому сотруднику. А в сетевой версии даже предусмотрена возможность построения сравнительной диаграммы по группе сотрудников и экспорт данных в excel.

- И все же, насколько востребованы на рынке подобные программы?

- Спрос на подобные программы есть, и с каждым годом он значительно увеличивается. Этому есть ряд объективных причин. Во-первых, мультимедийные программы значительно снижают затраты на обучение. Курс приобретается единожды, а использовать его можно для обучения неограниченного количества сотрудников сколько угодно времени. Чего нельзя сказать о корпоративном тренинге.
Во-вторых, современные мультимедийные технологии позволяют сделать учебный процесс настолько интересным и занимательным, что эффективность восприятия и усвоения сотрудником полученной информации достигает 75% (по данным исследований, при просмотре обычных видеолекций доля материала, оставшегося в памяти, достигает всего 50%, а при восприятии материала на слух – лишь 25%). И этот факт не может оставить равнодушными hr-менеджеров, заинтересованных в высоком качестве учебного процесса. Кроме того, многие компании сегодня пользуются технологиями смешанного обучения, которые позволяют в несколько раз повысить эффективность обучения и обеспечивают наиболее оптимальное использование бюджета.
Смешанное обучение подразумевает сочетание любых форм самообучения с очными занятиями. Схема может быть примерно следующая: сотрудник самостоятельно в удобное для себя время изучает необходимый для работы материал, а затем совместно с группой он участвует в тренинге для отработки полученных знаний и развития навыков. В этом случае, компания экономит время тренера на передачу сотрудникам «стандартных» знаний и технологий работы, позволяя больше времени уделить практической отработке навыков. А также экономит время сотрудника, позволяя выбрать удобное для себя время занятий, не подстраиваясь под всю группу.

Ложка дегтя

После ответов Марины Унгер создается впечатление, что мульмедийная программа – наилучший вариант для бизнес-образования. И достаточно эффективный, и наиболее экономный. Получается, что такое дистанционное обучение может с успехом заменить привычные аудиторные занятия, не уступая им ни в качестве информации, ни в увлекательности самого процесса.

С последним утверждением, пожалуй, можно поспорить. Ни для кого не секрет, что все дистанционные системы обучения имеют существенный недостаток - отсутствие «живого» контакта с преподавателем и коллегами, который не в состоянии заменить даже самые совершенные форумы, чаты, видеоконференции и переписка.

Еще одно слабое место дистанционного обучения - сложность усвоения мануальных навыков. Информационная программа может показать рабочему, как правильно изготавливать деталь на токарном станке, но она не в состоянии сказать ему: «Парень, ты неправильно держишь заготовку! Я же тебе показывал - большой палец сюда, а указательный - сюда!». Может, поэтому «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®» пока охватывает те сферы бизнеса, где мануальные навыки, как таковые, не используются в работе, – менеджмент и маркетинг.
Кроме того, мультимедиа – это компьютер, то есть машина, которое имеет свойство ломаться, «глючить» и вообще иногда выходить из строя. Как же можно на такую программу надеяться и быть увереным на 100%, что никакого сбоя не произойдет. Такой гарантии быть просто не может.

Мнение

И все же, теоретические рассуждения на тему плюсов и минусов мультимедийных программ остаются лишь пустыми рассуждениями, если они не подтверждены реальным мнением людей, которые эту программу используют. Вот и мы спросили, что думают о подобных программах представители компаний, которые опробовали Портфель директора на собственных сотрудниках.

А.И. Барковский, генеральный директор ЗАО ТПК «ЭЛКО»: «Наша организация приобрела курс «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®. Эффективный менеджмент» около двух лет назад. Процесс обучения прошли все менеджеры высшего и среднего звена компании. Налицо результаты. Менеджеры стали понимать необходимость стратегического планирования, было достигнуто понимание специфики работы смежных отделов компании и необходимость регламентных взаимоотношений.

В настоящее время приобретаем новую версию «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®. Маркетинг и сбыт». На презентации сотрудники Учебного Центра SRC убедительно представили улучшенный интерфейс программы и ее глубокое функциональное наполнение. На мой взгляд, программа будет очень полезна специалистам маркетинга и отдела продаж. Разработчики внедрили возможность полного контроля процесса обучения сотрудников со стороны их руководителя. Это существенное улучшение по сравнению с предыдущим «Портфелем». Планируем в сжатые сроки провести обучение профильных специалистов, и ожидаем высокую отдачу от инвестирования в знания».

Михаил Мельников, директор по персоналу компании «Домострой»:

«ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®» - очень интересный инструмент управления развитием персонала. Мы использовали эту программу для обучения линейных руководителей и развития ТОП-менеджеров компании.

Наиболее эффективной программа оказалась для ТОП-менеджеров и, я уверен, что именно потому, что мы применили комбинированный метод обучения. Сама программа - представляет собой достаточно системный и последовательный курс видеолекций и кейсовых заданий, именно этот курс мы взяли за основу нашей программы. Мы смотрели лекции и получали теорию, вместе тестировались после каждой темы, в качестве кейсовых заданий мы брали сложные ситуации нашей компании, на какие - то темы мы дополнительно приглашали преподавателей и проводили тренинги. В результате на весь курс ушло 7 месяцев, что дало просто неожиданно высокий эффект. Мы достигли нескольких целей в процессе учебы: мы стали говорить на одном бизнес-языке, мы научились лучше понимать друг друга, мы отработали командное взаимодействие и почувствовали себя командой, мы получили или освежили знания по теории управления, мы решили несколько практических задач (эти решения уже внедрены и приносят экономический эффект).

Я считаю «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®» эффективным инструментом развития бизнес коллективов и отдельных сотрудников, думаю, что углубление отдельных направлений данного курса будет полезным и востребованным. Мы уже пробуем «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®. Маркетинг и сбыт», пока трудно судить об эффективности внедрения этого продукта, но у нас в компании он точно востребован».

21.01.2008

Назад к архиву