Присоединяйтесь, чтобы сделать искусственный интеллект вашим незаменимым помощником в HR.
Примите участие в нашем исследовании для HR-специалистов.
Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.
Что в портфеле у директора?
Рассмотрим возможности процесса обучения с помощью мультимедийных технологий на примере компьютерной программы "Портфель Директора". Это интерактивный самоучитель по основным бизнес-дисциплинам, адресованный менеджерам высшего и среднего звена. Программа создана на основе курса Executive MBA и предназначена для компаний с большим количеством топ-менеджеров и линейных руководителей, знания которых в области менеджмента необходимо привести к единому корпоративному стандарту. Обучение полезно тем сотрудникам компании, которым необходимо освоить смежную профессию. Например, в настоящее время для маркетологи эффективной работы должны ориентироваться в финансовой области и иметь представление об основных экономических понятиях. Поэтому целесообразно использовать "Портфель Директора" для обучения нефинансистов финансовым дисциплинам, немаркетологов маркетингу, всех линейных руководителей основам личной эффективности.
ВЫНОС. Мультимедийные дистанционные программы позволяют обучать персонал компании по единому корпоративному стандарту.
В курсе программы освещаются ключевые вопросы управления, распределенные по четырем модулям: стратегический менеджмент, маркетинг, финансовый менеджмент и управление персоналом. Каждый модуль программы включает в себя видеолекции, их конспекты, интерактивные тесты, рабочую тетрадь, глоссарий, библиографию и приложения.
Программа существует в двух версиях - локальной и сетевой. Локальная версия размещается на двадцати компакт-дисках и предназначена для индивидуального пользования. Что касается сетевой версии программы, то она устанавливается в локальную сеть компании и доступ к ней открывается всем сотрудникам, которым необходимо пройти обучение. Конспекты и приложения рекомендуется размещать на сервере компании и использовать в качестве единого внутрикорпоративного стандарта.
Проанализируем работу с программой и посмотрим, чем именно "Портфель Директора" может быть полезен руководителю и менеджеру по персоналу.
Как работать с программой
Для начала вам нужно зарегистрироваться. Есть две формы регистрации: Руководитель и Сотрудник. Регистрируясь в качестве Руководителя, вы можете проверять результаты тестирования своих подчиненных и таким образом контролировать весь процесс обучения персонала . В сетевой версии результаты тестирования сохраняются на сервере компании, в локальной версии - на компьютере пользователя. В том случае, если программа установлена на нескольких компьютерах сотрудников для контроля результатов их тестирования, начальнику необходимо пройти процедуру регистрации в качестве Руководителя на каждом из этих компьютеров.
ВЫНОС. Работа с программой начинается с вводного тестирования, благодаря которому каждый сотрудник может оценить степень своей подготовленности по дисциплинам учебного курса.
Вводное тестирование. Работа с программой начинается с вводного тестирования, благодаря которому каждый сотрудник может оценить степень своей подготовленности по дисциплинам учебного курса. После тестирования программа выдает каждому индивидуальную рекомендацию по составлению учебного плана. Нет необходимости проходить все четыре модуля программы последовательно. Начинайте обучение с тех дисциплин, которые в данный момент наиболее востребованы в компании или же в которых сотрудники менее компетентны.
Видеолекции и рабочая тетрадь. Лекции читают ведущие российские специалисты в области менеджмента, маркетинга, финансов и HR. Всего в модуле 42 видеолекции, в которых идет речь, например, о технологиях анализа и оптимизации бизнес-процессов, основах управления маркетинговым проектированием, о построении систем бюджетного планирования и систем мотивации персонала. Перед просмотром видеолекций рекомендуется распечатать Рабочую тетрадь, которая находится в разделе Приложения, потому что в процессе чтения курса автор может предложить участникам выполнить определенное задание (заполнить таблицу, сделать расчеты, пройти тест).
Для того чтобы лучше усвоить материал, надо работать со слайдами и тезисами. Слайды располагаются в правой части экрана. Более детально рассмотреть слайд можно кликнув по нему левой кнопкой мыши. Он увеличится, при этом автор будет комментировать информацию, которая высветится на экране.
Тезисы располагаются в нижней части экрана, это основные положения текущей лекции. С их помощью можно осуществлять переходы по видеофрагментам. Для этого надо один раз кликнуть левой кнопкой мыши на тезис под видеоизображением и войти в список тезисов данной темы. Для осуществления перехода на другой видеофрагмент, надо выбрать из предложенного списка тезис и повторить одинарный клик левой кнопкой мыши.
Конспекты и приложения. Конспекты видеолекций представляют собой полноценный учебник по бизнес-дисциплинам курса. Конспекты рекомендуется распечатать и штудировать их, когда под рукой не окажется компьютера. Каждому конспекту сопутствуют глоссарий и набор слайдов, которые делают процесс обучения более наглядным.
ВЫНОС. Конспекты видеолекций представляют собой полноценный учебник по бизнес-дисциплинам курса.
Большая часть знаний передается в виде "инструментов", готовых для практического применения. Это нормативные документы, положения, инструкции - все то, что можно использовать для организации внутрифирменной деятельности подразделения. В программу включено больше сотни приложений и практических рекомендаций. Например, образцы заявок на поиск кандидата и запросов на проведение маркетингового исследования, формула расчета экономической эффективности рекламной кампании, рекомендации по формулированию миссии организации, по внедрению управленческого учета, по адаптации и интеграции новых сотрудников. Все образцы предназначены для использования в качестве внутрикорпоративного стандарта, достаточно лишь подкорректировать их с учетом специфики деятельности компании.
Тестирование. После изучения каждой темы рекомендуется ответить на ряд контрольных вопросов. Если обучающийся отвечает неверно, программа не просто констатирует этот факт, но сообщает, в чем именно он ошибся, и дает обоснованный правильный ответ. Таким образом, тесты не просто осуществляют функцию контроля процесса обучения, но и обеспечивают обратную связь, чем также способствуют усвоению материала.
Характерная особенность вопросов заключается в том, что они направлены не столько на проверку знаний (информации, которую человек принял как должное и запомнил), сколько на проверку умений (знаний, которые человек в состоянии применить на практике).
ВЫНОС. С помощью тестирования можно проводить периодическую оценку сотрудников или отбирать сотрудников на вакантные должности.
С помощью тестов рекомендуется проводить периодическую оценку тех сотрудников, которые уже освоили программу. Систему тестирования можно использовать также при найме новых работников. Особенно программа полезна для сотрудников службы персонала компании, которым часто приходится отбирать кандидатов на самые разные должности, не обладая достаточным уровнем знаний для того, чтобы определить квалификацию специалиста (например, директора по маркетингу, финансового директора). Обычно в этом случае менеджер по персоналу - профессионал в своей области - принимает решение на основе анализа коммуникативных навыков претендента, его психологических характеристик и умения излагать свои мысли. При этом тест из соответствующего раздела, поможет HR-менеджеру проверить профессиональные знания претендента. Важно, что вопросы тестов носят практический характер и в большинстве случаев представляют собой ситуации-кейсы. Положительный результат тестирования, конечно, не является безоговорочным аргументом "за", но у соискателя, показавшего хороший уровень знаний, определенно больше оснований претендовать на вакантную должность, нежели чем у его менее состоятельного соперника.
Преимущество мультимедийных дистанционных курсов подобного рода в том, что они остаются в собственности компании навсегда и могут разнообразно использоваться снова и снова. В первую очередь, в качестве справочного пособия.
Важно то, что такие программы не просто дают возможность освоить новые дисциплины - они формирует системный подход к обучению сотрудников и обеспечивает их едиными знаниями, помогает создать команду единомышленников и выработать единый подход к управлению и достижению общего результата.
Анна ШУТОВА,
эксперт журнала "Кадровое дело".
Журнал "Кадровое дело"
№ 4 апрель 2005
Рубрика: Компьютер