Вверх

+7 (495) 748-03-11

+7 (495) 748-03-12

+7 (495) 748-03-13

пн. - пт. с 9.00 до 18.00

Обучение по темам

Успеть до Нового года!



Новости:

Что стало причиной такой концентрации неожиданных событий на программе по привлечению квалифицированных кадров?

02.12.2016

Скидки, подарки, акции, распродажи. Выбирайте!

23.11.2016

Секретами мерчендайзинга делится наш новый эксперт Надежда Савина.

14.11.2016 08:00:00
Все новости

Мы принимаем
Банковские карты
Оплатите покупку в интернет-магазине банковскими картами VISA и Mastercard любого банка.
узнать больше
Электронный кошелек
Моментальная оплата покупок с помощью вашего электронного кошелька RBK Money.
узнать больше
Банковский платеж
Оплатите покупку в любом российском банке. Срок зачисления средств на счет - 3-5 рабочих дней.
узнать больше
Денежные переводы
Оплата покупок через крупнейшие системы денежных переводов CONTACT и Unistream.
узнать больше
Почтовые переводы
Оплатите покупку в любом отделении Почты России. Срок зачисления платежа - 3-4 рабочих дня.
узнать больше
Платежные терминалы
Оплата покупок в терминалах крупнейших платежных систем в любом городе России - быстро и без комиссии.
узнать больше

Так ли страшен кризис? (интервью с Леонидом Ивановым)


Леонид Иванов


О мировом финансовом кризисе и его возможных последствиях рассказывает Леонид Анатольевич Иванов, бизнес-тренер, Генеральный директор и Главный консультант Консалтинговой фирмы «Иванов и Партнеры».

- Насколько серьезно нужно отнестись к мировому финансовому кризису и его последствиям для России?

Очень хорошо по этому поводу сказал профессор Ф. Ф. Преображенский. “Если я начну мочиться мимо унитаза, и то же самое начнут делать все окружающие, в туалете настанет разруха”. На самом деле, разруха существует пока только в наших головах. В России нет никаких предпосылок для кризиса. Кризис произошел на фондовом рынке, и отечественных предприятий, которых бы это реально коснулось, не так много. Если сейчас просто исчезнут все те акции, которые у нас ходят на фондовом рынке, с промышленностью и с другими предприятиями в стране ничего страшного не случится. Второе: у нас все нормально и с ипотекой. Здесь тоже нет никакого кризиса. Люди, которые брали ипотеку, двадцать раз проверены, они все отдают, все нормально. Третье: у нас нет кризиса ликвидности, потому что у нас есть гигантские физические средства, которые отдаются банкам, для того, чтобы эти банки платили деньги.

- А что же у нас тогда есть?

Глупая паника: «Ах, вокруг кризис, давайте по этому поводу жить в кризисе!”. А еще у нас есть “ловля рыбки в мутной воде”. Когда наши банки, которым выдает деньги Центробанк, вместо того, чтобы использовать эти деньги для обслуживания клиентов, как положено банку, идут на биржу, покупают доллары, прячут их за пазуху и говорят: “А у нас нет денег” – тогда да, действительно наступает кризис. Правительство сейчас всеми силами пытается на них надавить, чтобы не занимались подобной ерундой.

- А зачем покупают доллары?

По этому поводу есть анекдот: блондинку спрашивают: “Почему вы покупаете для хранения доллары, а не евро?”, она отвечает - “Доллары дешевле”. На подобный вопрос российские бизнесмены и банкиры отвечают похожим образом: “Не, ну доллар – он и в Африке доллар!”. Логики в этом вообще никакой нет, а вот реакция рынка есть. Это самое смешное.

- Но ведь все крупные бизнесмены в один голос кричат о кризисе?

Я все долго думал, почему в России производительность труда низкая, товар не очень конкурентоспособный, зато бизнесмены – ну просто сплошь олигархи. Таких в мире нигде больше нет. Оказывается, все очень просто. Как живет нормальный предприниматель? Нормальный предприниматель, получая выручку, делит ее на две части. Одна часть – то, с чего он будет оплачивать свои издержки, вторая часть – прибыль, которую он кладет себе в карман и делает с ней дальше все, что хочет. Как живет толстый российский бизнесмен, с сигарой во рту, который покупает особняк в Лондоне за 20 миллионов долларов? Всю выручку кладет себе в карман. И когда к нему приходят и говорят, оплатите издержки - он идет в банки, берет взаймы деньги и оплачивает. Новая выручка – опять себе в карман. А потом случилось страшное – банки неделю перестали давать деньги взаймы. И весь это бизнес рухнул. И у них начался кризис. Потому что: “Не, ну жалко же особняк продавать, только что купил”. Вот что у нас называется кризисом. Бред сумасшедшего. Но, к сожалению, в этом бреду мы живем.

- Что посоветуете предпринимателю в этой ситуации?

Играть приходится теми картами, которые розданы. Прежде всего, не надо дергаться. Не из-за чего. Существуют определенные проблемы, которые связаны в основном с тем, что кто-то хочет воспользоваться ситуацией в своих целях. Банки, например, под предлогом кризиса не выдают деньги, компании сокращают неугодных сотрудников и т. д. Многие предприятия и компании, заслышав про кризис, на всякий случай сокращают и отрубают все «лишние» расходы, чтобы “выжить в этом кризисе”.

- Что пытаются сократить в первую очередь?

В первую очередь урезают те расходы, которые считают ненужными. В 1998 году тоже очень здорово все сокращали, в результате потом сами же и обанкротились. Что идет под нож? Прежде всего, затраты на обучение, отделы маркетинга и отдел персонала. При этом многие руководители искренне считают, что там работают бездельники. И такое мнение не случайно. Дело в том, что руководители по маркетингу в большинстве российских фирм – исполнители и готовы делать лишь то, что скажет начальник. Директор по маркетингу искренне пытается сделать, то, что говорит начальник, у него не получается – его увольняют с работы. Но каждый новый директор по маркетингу начинает и заканчивает тем же. И у руководителя складывается впечатление, что маркетинговый отдел в общем, не нужен.

- Получается, что проблема на самом деле в топ-менеджменте?

Да, в руководителях, которые по самым разным причинам, в том числе и из-за отсутствия должного образования не готовы брать на себя ответственность за то дело, которым управляют. В моей практике бывали случаи, когда я спрашивал финансового директора: “Скажите, пожалуйста, как Вы считаете себестоимость продукции?”, и слышал в ответ : “А я ее не считаю”, озадаченный, я задавал следующий вопрос: “В таком случае, как же Вы можете гарантировать определенные прибыли?”, ответ: “А я их не гарантирую”. Возникает третий вопрос, который я не задаю из вежливости: “А зачем ты нужен здесь, и за что, объясни, тебе платят зарплату?”

- В условиях кризиса, возможно, эффективность топ-менеджмента возрастет? На рынке останутся лучшие?

Конечно. Вопрос не в том, что сейчас нужно срочно сокращать зарплату или персонал - прежде всего нужно научиться элементарному менеджменту. Кстати говоря, кризис – очень хорошее время для того, чтобы не бегать, как сумасшедший, а просто сесть и подумать, как ты будешь жить дальше. Если на твою компанию повлиял этот кризис, значит не все в порядке, есть над чем работать. И тут обучение персонала играет большую роль. Многие это уже понимают, не случайно у меня большим спросом сейчас пользуются семинары для топ-менеджеров. И не надо забывать, что свято место пусто не бывает. И если какое-то предприятие завтра обанкротиться, его место займет аналогичное, просто там будет другой хозяин, который умеет эффективно управлять. Ну а списывать все на кризис и изменяющиеся условия – извините, мы всегда живем в изменяющихся условиях.

- Ваш прогноз на ближайшее время?

У нас может быть хуже в стране из-за этого кризиса только по одной простой причине: все решат, что должно быть хуже. И это тут же произойдет! Вот этого я боюсь. А так – больше бояться нечего.



Подпишитесь на "Вестник Антикризисного Фронта" и получайте свежие актуальные выпуски первыми!