Вверх

+7 (495) 748-03-11

+7 (495) 748-03-12

+7 (495) 748-03-13

пн. - пт. с 9.00 до 18.00

Обучение по темам
Участвовать



Новости:

Чем запомнился главный форум уходящего года?

06.12.2017

Весь месяц делимся новогодним настроением!

01.12.2017

Скидка исчезнет с боем курантов! Не упустите!

24.11.2017
Все новости

Мы принимаем
Банковские карты
Оплатите покупку в интернет-магазине банковскими картами VISA и Mastercard любого банка.
узнать больше
Электронный кошелек
Моментальная оплата покупок с помощью вашего электронного кошелька RBK Money.
узнать больше
Банковский платеж
Оплатите покупку в любом российском банке. Срок зачисления средств на счет - 3-5 рабочих дней.
узнать больше
Денежные переводы
Оплата покупок через крупнейшие системы денежных переводов CONTACT и Unistream.
узнать больше
Почтовые переводы
Оплатите покупку в любом отделении Почты России. Срок зачисления платежа - 3-4 рабочих дня.
узнать больше
Платежные терминалы
Оплата покупок в терминалах крупнейших платежных систем в любом городе России - быстро и без комиссии.
узнать больше

Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Как стать Problem Solver, или искусство разрешения сложных ситуаций


Иванова Светлана

Болдогоев Дмитрий

Другие статьи авторов - в выпусках рассылки "Управление личной эффективностью руководителя".

Простые ситуации разрешить может каждый, а вот сложные... тоже каждый, только если очень захочет и, как следует, потренируется в этом.

Стрессоустойчивость ничто без умения реально решать сложные проблемы или задачи. Мы будем использовать понятие problemsolver (PS) не из-за безумной любви к английскому языку, а просто потому, что в русском нет одного слова для обозначения людей и навыков такого рода.

Как ни странно, первое, с чего нужно начать, чтобы стать PS, это отказаться от слова «проблема» и научиться переводить проблемы в задачи.

Очень интересно увидеть реакции разных людей на интервью при приеме на работу в момент, когда сообщаешь им, что вакансия предполагает работу на новом направлении и предстоит столкнуться с непредвиденными и сложными ситуациями. У некоторых людей сразу проявляется проснувшийся азарт, у других – нейтральное отношение к этому, у третьих сразу пропадает энтузиазм. Для первых проблема = интересная задача, решение которой способствует развитию личностных способностей, для других – стресс, которого стоит избегать.

Лида приехала в Москву из небольшого города в начале девяностых годов. Она собиралась найти работу и поступить на вечернее обучение. В Москве жили дальние родственники ее родителей, у которых на первое время можно было остановиться. В подарок им она везла несколько роскошных копченых рыб, которыми славился родной город Лиды. Ей предстояло ехать сначала на одном поезде, а затем делать пересадку на другой. Благополучно прибыв в место пересадки, Лида обнаружила, что то ли потеряла деньги, то ли их украли. Кто его знает. Короче, билет купить не на что. Многие в этой ситуации впали бы в ступор, растерялись, либо стали бы пытаться договориться о возможности позвонить и попросить родителей срочно перевести деньги. Но Лида поступила по-другому. Она решила не звонить родителям, зная, что у мамы повышенное давление и ей вредно волноваться, а за 10 минут стоянки поезда с третьей попытки нашла проводницу, которая согласилась подсадить Лиду в поезд за две роскошные рыбины. Так что в подарок родственникам рыбы Лида привезла меньше, зато добралась до них вовремя и не волную родителей. Кстати, эту историю рассказала на интервью уже вполне успешная женщина в ответ на кейс: «Вы прилетели в другой город на суперважную встречу, выходите из самолете, до встречи всего час. И тут вы обнаруживаете, что у вас пропал бумажник. Ваши действия». Она сказала, что у нее была примерно такая же ситуация, и рассказала о том, что вы только что прочитали.

Еще одна занятная история, которая была описана в книге «Мотивация на 100», иллюстрирует очень остроумное решение сложной ситуации (хотя и не стрессовой). Этот случай рассказала одна из участниц тренинга по технике переговоров, который проходил в нашей компании. Она, узнав о метафорическом влиянии, решила использовать этот прием в личной сфере. Ситуация у нее была такова: она жила в Подмосковье, работала и училась на вечернем отделении в Москве. Ей часто приходилось поздно вечером возвращаться домой на электричке. Девушка просила отца купить ей машину, поскольку сама она зарабатывала недостаточно. Отец занял принципиальную позицию: «Когда заработаешь, тогда сама себе и купишь». После тренинга девушка стала рассказывать отцу заметки криминальной хроники, где речь шла о нападениях на девушек и женщин, поздно возвращающихся на электричке. Через два месяца отец купил машину, причем будучи абсолютно уверен, что он сам принял такое решение. Так вот остроумно наша героиня разрешила сложную для нее ситуацию (до этого момента она около года приставала к отцу с просьбами напрямую), переложив на личную ситуацию прием, изучаемый для проведения деловых переговоров.

Все эти примеры иллюстрируют принцип перевода проблемы в задачу, которая требует решения, а не переживаний. Сейчас мы попробуем сформулировать алгоритм PS:

  1. Максимально погасить эмоции и перевести проблему в задачу. Про эмоции и стресс вы уже читали, стоит также помнить о том, что не решаемых в принципе проблем практически нет (за исключением трагических ситуаций и смерти). Следовательно, очень важным шагом к тому, чтобы стать PS, - это научиться, столкнувшись с проблемой, сразу начать искать ответ на вопрос «Что делать?». К сожалению, очень часто воспитание и традиции фокусировали на вопросах «Кто виноват?» и «Почему это произошло?». К ним можно вернуться, но потом и исключительно для анализа ошибочных действий и конструктивных выводов на будущее.
  2. Четко сформулировать проблему в формате результата/ цели, то есть ответить на вопрос «Что надо сделать?». Очень желательно, чтобы результат был конкретным, измеримым и определенным во времени (когда это возможно и имеет смысл).
  3. Если цель представляется очень объемной или многогранной, то стоит разукрупнить ее, разделив на подзадачи. Это позволит вам идти к решению последовательно, ничего не упустив.
  4. Выбор технологий поиска альтернатив. Этот момент мы чуть позднее обсудим подробно. Важно для начала определиться, где вероятнее лежит решение – в поле креатива, нестандартного подхода или в сфере рациональной, где больше подходит системный анализ.
  5. Вхождение в ресурсное состояние. Возможно, что прочитав об этом состоянии в главе, посвященной стрессоустойчивости, вы уже попробовали входить в ресурсное состояние. Важно помнить, что этот навык, как и любой другой, требует постоянной тренировки и не терпит скепсиса.
  6. Поиск альтернатив в ресурсном состоянии. На этом этапе мы работаем по выбранной нами методике. Основная цель – найти максимум решений. Очень многим при поиске альтернатив помогает визуализация. На листе бумаги рисуют некие схемы, стрелочки, альтернативы. Также бывает легче искать решения, проговаривая рассуждения вслух, адресуя их кому-то, с кем можно обсудить проблему, либо даже просто говорить с самим собой. Дело в том, что четкие формулировки, сказанные вслух, в свою очередь, дисциплинируют и подгоняют мысли.
  7. Анализ и выбор альтернативы/ альтернатив. На этом этапе необходимо сравнить альтернативы друг с другом. Также очень важно обдумать цену вопроса, то есть насколько выигрыш от найденного решения перевесит жертву.
  8. Внедрение решения. Теперь стоит тщательно обдумать тактику и детали.
  9. Анализ результатов. После того, как решение было найдено и внедрено, имеет смысл остановиться на оценке того, что получилось, понять, насколько мы удовлетворены результатов.
  10. Выводы на будущее. К сожалению, очень мало кто делает это. Причем если фраза «на ошибках учатся» еще как-то приучает анализировать ошибочные решения, то уж свой позитивный опыт почти никто не привык осмысливать. А это очень важно, так как именно такой анализ позволит в будущем, уже не тратя времени и усилий на новый поиск и анализ решений, просто повторить уже однажды достигнутый успех.

После того, как мы рассмотрели сам алгоритм ProblemSolver, стоит остановиться на одном из самых важных его этапов – методах поиска решений.

Методы поиска альтернатив и решений

Сразу скажем, что бывает две принципиально разные ситуации – когда время есть и когда времени нет. Начнем мы с более простого – время есть и можно использовать любые варианты поиска решений.

Аналитические методы поиска решений

1. SWOT-анализ. Как вы понимаете, мы вовсе не являемся первооткрывателями этого метода поиска решений. Однако много лет проводя тренинги, в которых мы его используем, убедились в том, что большинство людей, зная о SWOT-анализе, применяют его или очень ограниченно (только в бизнес-планировании и маркетинге), либо вообще используют неправильно или недостаточно. Не исключено, что и вы, зная принципиально этот метод, не используете весь его ресурс.

Мы с вами рассмотрим SWOT–анализ с двух точек зрения – как метод поиска решений по плану действий и как метод анализа, сравнения и выбора альтернатив.

Давайте вспомним структуру SWOT-анализа:

Сильные стороны (Strengths)Слабые стороны (Weakness)
Возможности (Opportunities)Угрозы (Threats)

Сильные и слабые стороны предполагают достоинства и недостатки по отношению к конкретной ситуации, а возможности и угрозы – влияние внешней среды и развитие ситуации в будущем.

Рассматривая SWOT-анализ как метод поиска решений и выбора альтернатив, давайте сделаем это на достаточно типичном жизненном примере. Очень от многих приходилось слышать, что, оказавшись в такой ситуации, они испытывали серьезные затруднения.

Проблема заключается в том, что вам предстоит стать руководителем своих бывших коллег, которые работали с вами наравне. Такой переход очень часто дается непросто, нередко новому руководителю не удается завоевать лидерские позиции. Мы рассмотрим SWOT-анализ конкретного человека и то, как в его результате можно найти несколько решений обозначенной проблемы.

Сильные стороны
  1. Лучшая результативность в подразделении
  2. Высокий уровень профессионализма в продажах
  3. Харизма
Слабые стороны
  1. Нет опыта и соответствующих навыков управления
  2. Склонность к дружеским отношениям и некоторому панибратству
Возможности
  1. Поддержка вышестоящего руководителя
  2. Успех, который все увидят, в профессиональной сфере
Угрозы
  1. Появление неформального лидера
  2. Неисполнение указаний подчиненными
  3. Панибратство, отсутствие субординации


После того, как SWOT–анализ сделан, мы должны ответить на два основных вопроса. Именно эти ответы и будут ключом к решению задачи:

  1. Какие сильные стороны и возможности можно использовать и активизировать?
  2. Какие слабые стороны и угрозы можно нейтрализовать или минимизировать?

Итак, на нашем примере давайте поищем решения и создадим конкретный план действий:

Лучшая результативность в подразделении и высокий уровень профессионализма в продажах – максимально продемонстрировать и результативность и профессионализм, а также оказать помощь коллегам, поделиться с ними наработками и опытом, что поможет вам оказаться в роли наставника, а ведь это «почти руководитель». Также, оказав помощь, вы покажете будущим подчиненным, что с вашим приходом к руководящей роли, они смогут поднять результативность и уровень дохода и/ или признания.

Харизма – это ваша возможность создать атмосферу позитива, оказывать влияние. Вам стоит почитать книги или посетить тренинг по менеджменту, который позволит вам трансформировать харизматическое влияние в продажах в харизматический стиль лидерства.

Поддержка вышестоящего руководителя – это одна из возможностей, которую мы обозначили. Ее можно рассмотреть с двух точек зрения – вам стоит попросить руководителя дать вам практические советы, выступить в роли наставника, дать рекомендации по взаимодействию с его бывшими, а вашими будущими подчиненными. Возможно, это даст вам иной взгляд на будущих подчиненных, так как до этого вы общались с ними совершенно в другой роли – не начальника, а равного. Второй аспект помощи, о котором стоит договориться, это хороший PR, который создаст вам руководитель при анонсе назначения. Возможно, что он и сам собирался это сделать, но друг забыл.

Успех, который все увидят, в профессиональной сфере – постарайтесь спланировать и спрогнозировать свои первые действия в первые дни и недели после назначения. Ваш яркий персональный успех (если вы становитесь не освобожденным руководителем, а продолжаете работать на своем участке) или успех другого, достигнутый с вашей явной помощью, позволит быстрее завоевать авторитет, а также снимет вопросы типа: «Почему именно его/ ее назначила, чем он/ она лучше меня», - со стороны новых подчиненных.

Теперь остановимся на слабых сторонах и угрозах:

Нет опыта и соответствующих навыков управления – тренинг, вопросы руководителю, самообразование. Лучше заранее научиться, чем в первые же дни допустить ошибки, которые все увидят.

Склонность к дружеским отношениям и некоторому панибратству – продумать дистанцию в общении, при этом избегая крайностей (теперь ко мне только на Вы и по имени отчеству, запись на прием и подобное). Подготовьтесь и, как только назначение состоится, переговорите откровенно тет-а-тет с теми, с кем отношения скорее дружеские, нежели служебные. Договоритесь о некоторых правилах (не рассказываем всем о том, как вне работы вместе проводим время, соблюдаем корректность общения при других).

Появление неформального лидера – заранее подумайте о том, кто это может быть, постарайтесь собрать максимум информации об этом человеке, особенно о его или ее мотивах. Как только будет анонс о вашем назначении, поговорите наедине с этим человеком. Ваша задача – либо предложить что-то, что человеку компенсирует, что начальником назначили не его, либо сделать его своим неформальным замом, либо загрузить так, чтобы времени на деструктивное поведение не оставалось.

Неисполнение указаний подчиненными – помимо управленческих навыков, которые, как мы говорили, стоит приобрести ДО, а не ПОСЛЕ назначения, старайтесь максимально получать обратную связь от подчиненного, чтобы прогнозировать его реакцию и отношение к поставленным задачам, мотивируйте, назначьте достаточное количество контрольных точек, чтобы вовремя понять, что работа не выполняется или выполняется не так, как надо. Старайтесь важные задачи дублировать по электронной почте, чтобы избежать отговорок тип: «Я не так понял, не услышал, забыл» Панибратство, отсутствие субординации – стоит сразу же оговорить правила взаимодействия со всеми теми, кто, по-вашему, склонен к такому поведению. Сделать это лучше наедине, подчеркнув особое свое внимание и доверие человеку.

Как видите, у нас уже получился примерный план действий. Теперь его стоит конкретизировать и рассчитать во времени.

Второй способ использования SWOT-анализа – это сравнение двух или нескольких уже имеющихся альтернатив решения. Таким способом можно принимать решения в абсолютно любой сфере, в том числе и абсолютно далекой от работы. В этом случае вы просто анализируете каждую из альтернатив в формате SWOT, сравниваете количество и удельный вес позитивных и негативных его частей, отвечаете на вопрос о том, что из сильных сторон и возможностей можно усилить, а ил слабых и угроз минимизировать (как мы это сделали в предыдущем примере), а затем уже принимаете решение, взвесив цену вопроса.

2. Анализ «Рыбья кость», или Диаграмма Исикавы, - это еще один метод аналитического поиска решений проблемы.

Использовать Рыбью кость можно принципиально двумя методами – от проблемы или от ее решения. Для начала давайте рассмотрим метод от проблемы. Итак, сама проблема – ваш ребенок постоянно опаздывает на уроки, за что достается и ему и вам на родительском собрании. Головой рыбы у нас в этом случае становится сама проблема – «опоздание на урок» (диаграмма ниже). Крупные кости рыбы показывают те основные факторы (возможно, в вашем конкретном случае они будут совершенно другими), которые реально могут привести к опозданию. От крупных костей отходят более мелкие – слагаемые крупных, то есть те менее значительные факторы, которые определяют более существенные. Далее мы начинаем искать решения от всех мелких костей:

  • маршрут (технология) – можно ли добираться другим способом? Например, дорога на автобусе может занимать как 15, так и 30 минут в зависимости от пробок. Задаем себе вопрос – можно ли использовать трамвай, метро или идти пешком так, чтобы избежать попадания в пробки. Может быть, вы сможете отвозить ребенка на машине другим маршрутом, где нет такого количества пробок. Если на какие-то из этих вопросов вы дали положительный ответ, то возможные решения уже найдены. ошибки в расчетах времени (измерители) – мы можем вместе с ребенком или за него рассчитать время более точно, «заложить» вероятные погрешности;
  • пропал интерес (человек) – можем ли мы вернуть интерес к учебе в целом или к тому, чтобы ребенок был заинтересован в положительной оценке по дисциплине. Как – материально (обещаем подарок в случае, если опозданий не будет всю четверть), нематериально (похвала, стыд, интерес к учебе за счет чтения дополнительной интересной литературы, через интересные факты в изучаемых предметах);
  • проспал – покупаем новый будильник или устанавливаем бОльшую громкость звонка на мобильном телефоне, или контролируем лично или по телефону, что ребенок вовремя встал.

Так далее мы проходим по всем возможным причинам появления проблемы и находим (или в каких-то случаях не находим) варианты решения. Далее эти варианты сравниваем друг с другом и принимаем решением о том, с чего начнем.

Вторым способом использования Рыбьей кости является движение от результата. Давайте для разнообразия рассмотрим деловую ситуацию, с которой, кстати, сталкивается огромное количество компаний – совещания проходят неэффективно (то есть результат не всегда получен) и занимают слишком много времени. Головой рыбы у нас в этом случае станет цель – 100% достижение поставленной цели совещания и соблюдение регламента. Крупными костями станут ключевые, с нашей точки зрения, факторы успеха. Мелкие кости будут составляющими крупных. Таким образом, мы можем получить, например, следующую рыбку (мы сейчас, с вашего позволения, рассмотрим крупные кости и прилегающие к ним мелкие без рисунка, в текстовом формате):

  • Оптимальный состав участников и их подготовленность:
    1. Только те, кто действительно влияет на решение данного вопроса;
    2. Состав одного и того же совещания может меняться в зависимости от обсуждаемого вопроса;
    3. Участники заранее получили план совещания, регламент, цели в формате SMART, необходимую информацию, информацию о своей роли на совещании.
  • Наличие четко сформулированных целей совещания:
    • Цели поставлены по SMART;
    • Цели заранее согласованы с участниками совещания.
  • Соблюдение регламента и контроль отклонений от темы:
    1. Наличие ведущего и хранителя времени;
    2. Регламент грамотно рассчитан с допусками на обсуждения;
    3. Заранее определены форматы выступлений.
  • Грамотно построенное обсуждение и тип принятия решений:
    • Сформулированы правила обсуждения (каждый, по кругу, по экспертности, право вето и другое;
    • Заранее определен тип принятия решения (все – голосование или конценсус, руководитель совещания)/
  • Сопровождение результатов совещания
    • Есть протокол и результаты, они разосланы участникам;
    • Есть ответственные и измерители по каждому решению;
    • Поставлены сроки;
    • Есть контрольные точки и контролеры.

Безусловно, эту технологию можно было бы детализировать и дальше, однако общая структура решения вопроса о том, как сделать совещания более результативными и менее затратными по времени, у нас уже есть.

Недостатком аналитических методов, как вы, наверное, уже заметили, является то, что генерация идей ограничена нашим опытом, представлением и, главное, некоторыми стереотипами, представлениями о том, как должно быть. И SWOT-анализ, и Рыбья кость хороши для систематизации опыта и представлений и создания решений на их основе. А вот для генерации принципиально новых, интересных, нестандартных идей гораздо больше подходят креативные методики, о которых мы поговорим сейчас.


Креативные подходы к поиску решений

1. «Воронка идей»
Название метода наше авторское, но сам существует он очень давно. Еще выдающийся предприниматель Уолт Дисней говорил, что лучше всего искать решения, побывав поочередно в трех ролях – мечтатель, реалист и критик.


Этап «Мечтатель, или Генератор идей» предполагает креатив и генерацию идей без каких-либо ограничений. Все, что приходит в голову, надо записать. Конечно, этот этап более эффективен при коллективном мозговом штурме, однако и при индивидуальной работе он, при должной тренировке, может проходить успешно. Главная задача – фиксировать все, не задавая себе вопроса о реалистичности идеи. До начала этого этапа стоит провести разминку креативности, используя один или несколько из методов, с которыми мы вас чуть позже познакомим. Самая оптимальная структура этапа мечтатель при коллективной (даже если всего два человека) будет состоять из трех частей:

  1. Каждый на листочке пишет 3-5 любых идей по теме.
  2. Все идеи зачитываются и без обсуждения фиксируются.
  3. Ведущий зачитывает идеи по очереди, каждый может по ассоциации добавить одну или несколько новых идей к уже записанным. Они также фиксируются без обсуждения. Внимание – никаких запретов идей с точки зрения их реалистичности здесь быть не должно!!!


Реалист. На этом этапе все полученные идеи записываются и обсуждаются со следующих точек зрения:

  1. Реалистична ли идея, есть ли ресурс на ее воплощение точно в таком виде. Если идея прошла проверку, то она фиксируется в первоначальном виде. Если нет, то переходим к пунктам 2 и 3.
  2. Если у нас нет ресурса на воплощение идеи сейчас, то можем ли мы такой ресурс найти или есть ли вероятность его появления в будущем.
  3. Можем ли мы видоизменить идею так, чтобы она стала реалистичной.

Все идеи, прошедшие по какому-либо из трех пунктов, остаются после «фильтра» на этапе реалист.


Критик. Теперь наша задача критически оценить оставшиеся идеи, оценить, какие подводные камни могут возникнуть и разработать алгоритм внедрения на практике.


Почему Воронка идей? Именно потому, что из достаточно большого количества идей на этапе Мечтатель остаются далеко не все. Однако будьте осторожны: на «зарубите» хорошие идеи просто потому, что решение о ресурсе или видоизменении идеи пришло не сразу. Сделайте несколько попыток довести идею до возможности воплощения.

Давайте обсудим один из примеров работы по методу Воронка идей. Задача, которую ставила перед собой команда – найти как можно больше нестандартных методов и подходов нематериальной мотивации для своей молодой и активной команды. Мы рассмотри Воронку на примере одной из идей, которая прошла всю Воронку.

Мечтатель – Наградить лучших по итогам года сотрудников полетом на Луну.

Реалист – Полет на Луну теоретически возможен, но вряд ли мы пойдем на такие затраты. Как видоизменить идею? Это должно быть что-то оригинальное или экстремальное, но в пределах 10000 рублей. Что это может быть? Одному из участников приходит в голову идея – сертификат на прыжок с парашютом.

Критик. Уверены ли мы, что все не боятся высоты и имеют достаточную физическую подготовку? Нет. Что может быть альтернативой, то есть быть достаточно оригинальным и экстремальным, но в то же время не настолько опасным и не требовать особой подготовки? Найдем в Internet в поисковиках «Оригинальные подарки». В итоге – ужин в темноте, полет в аэродинамической трубе как альтернативные варианты подарка.

Итог – лучшие сотрудники награждаются на выбор одним из трех сертификатов.


2. Метод случайного стимула

В качестве стимула может использоваться слово из книги, первый увиденный объект, газетные вырезки (метод использования именно газетных заголовков предложила наша коллега Анна Глотова). Задача – выдать как можно больше идей по принципу «Ассоциации по теме, вызванные данным стимулом». У вас есть комплект газетных заголовков, задача - выдать первичные ассоциации, никак не ограничивая себя в реалистичности идей, записать, затем снова перечитать и выдать ассоциации на ассоциации или развитие идеи. После того, как креатив закончен, перейти к анализу реалистичности идей, их трансформации и поиску ресурсов на воплощение. Разумеется, лучше это упражнение выполнять в группе из нескольких человек, но при определенной тренированности, достичь которой можно, выполняя те упражнения, которые мы вам предложим, индивидуальная работа тоже будет достаточно эффективной.

Например, мы думаем о том, какие интересные подарки сделать к новому году нашим друзьям или нашим сотрудникам. У нас есть следующий набор газетных заголовков, а также перечень итоговых идей:

ЗаголовокИтоговые идеи
Слово - законПоздравление или грамота в виде старинного свитка
Все в шоколадеСертификат на шоколадное обертывание. Портрет человека на шоколаде
Есть к чему стремитьсяЭкстрим. Подарить какое-то экстремальное приключение. Соревнование – сделать какие-то конкурсы для розыгрыша подарков
Старые песни о главномПесня в честь на известный мотив. Стихи в честь. Исполнить песню по заказу
Закрутить гайкиНабор инструментов. Абонемент в фитнес
Эффективные бизнес-решенияПодарить паззлы. Подарить головоломки. Подарить игру «Монополия»
Таланты и поклонникиСделать подарок своими руками.Подарки, исходя из таланта того, кому дарят (гитара, кисти, караоке и т.п.)
Экспансия в регионыПодарить поездку. Подарить экскурсию. Подарить книгу 100 самых красивых мест мира
Лидер отраслиПодарить что-то самое оригинальное. Подарить футболку с надписью Майка лидера

3. Метод персонажей

Каждый участник генерации идей (или вы в одиночку) выбирает себе персонажа, в образ которого может вжиться. Это может быть герой книги, мультфильма, фильма, исторический персонаж, политический деятель. Задача – назвать как можно больше идей по обсуждаемой теме, которые, по вашему мнению, мог бы предложить именно такой герой. Очень хорошо, если работа по этой технологии пройдет несколько кругов, соответственно, каждый участник генерации идей побывает в роли нескольких персонажей. Приведем пример из реальной жизни, в котором так же, как в предыдущем случае, группа людей искала нестандартные идеи поздравления с новым годом:

  • Золушка – подарок с сюрпризом (по ассоциации «тыква превращается в золотую карету»), полезный для хозяйства прибор;
  • Нина из «Кавказской пленницы» - сочинить и спеть песню в честь поздравляемого;
  • Гарри Поттер – сборник фантастики, набор для фокусов;
  • Вини Пух – кулинарный изыск, сертификат на посещение хорошего ресторана;
  • Генри Форд – хорошую книгу по бизнесу, специальный ежедневник для планирования времени, лотерейный билет (выиграть машину), машинку с радиоуправлением, бизнес-игру;
  • Белоснежка – смешные фигурки гномиков или еще какие-то;
  • Царевна-Несмеяна – сборник анекдотов, юмористических рассказов, набор дисков с кинокомедиями.


4. Вызов правилам (Де Боно)

Этот метод заключается в том, что вы полностью или частично переворачиваете с ног на голову привычные правила и стереотипы. А потом ваша задача заключается в том, чтобы найти как можно больше вариантов воплощения абсурдной, казалось бы, идеи в реальность. Возможно, что она не сможет воплотиться в полном объеме, однако на фоне этих размышлений, скорее всего, появятся дополнительные идеи.

Например, традиционное восприятие розничного магазина: продавец должен обслуживать покупателя. Мы переворачиваем идею – продавец не должен обслуживать покупателя. Так могли появиться магазины самообслуживания, а также «немые продавцы» - POS-материалы, то есть различные листовки, рекламные материалы, привлекающие внимание к товару и сообщающие о нем какую-либо информацию.

Мужчину в женщине привлекает красота – Не красотой нужно привлекать мужчину. И вместо утомительной борьбы за 90-60-90 и другие традиционные стереотипы привлекательности женщина становится либо увлекательным собеседником и интересным человеком, либо разделяет хобби со своим любимым, либо еще что-то в зависимости от своего и его типажа.

Попробуйте полностью или частично применить метод вызова правилам в тех сферах, где вы хотите найти новые решения.


Если времени нет...

Все эти методы очень хорошо работают (конечно, в зависимости от индивидуальных предпочтений какие-то вам могли понравиться больше или меньше). Но… на них может не оказаться времени, потому что найти решение надо очень быстро. По собственному опыту, можем сказать, что для эффективного поиска решений в условиях цейтнота нужно много и регулярно тренироваться. Тогда вы сможете одинаково эффективно решать как многие бытовые, так и рабочие проблемы.

Мы хотим предложить вам несколько различных упражнений, выполняя которые вы научитесь быстро генерировать идеи и искать варианты решений. А вот станете ли вы действительно регулярно тренироваться, зависит уже всецело от вас и от уровня самомотивации и желания развиваться.

  1. Нестандартное использование стандартного предмета
    Задача в общем виде – за 2-3 минуты найти как можно больше способов нестандартного использования стандартного предмета. Стандартным считается общепринятое использование, для которого предмет и предназначен. Способы должны быть относительно рациональными (то есть не типа «выбросить»). Для упражнения стоит подбирать предметы, которые действительно можно использовать по-разному. Такой список мы вам предложим. Стоит сделать карточки со словами и в момент тренировки доставать их по случайному принципу (важно, чтобы вы не подбирали себе уже известный или более легкий вариант).

    Пример:
    Газета (стандарт – читать) – шапка от солнца или при ремонте, мухобойка, завернуть что-либо, кулек (чтобы косточки плевать), подстелить на скамейку, оригами, заклеивать окна, разжечь костер, вместо скатерти, вытереть что-либо, смотреть, как в подзорную трубу, предварительно свернув, выкройка, клеить под обои, вместо туалетной бумаги, вырезать газетные заголовки для использования в креативных методиках, вырезать слова для анонимного письма, набить обувь перед упаковкой, драться, скатать шарики и плеваться.

    Слова для тренировки:
    Ручка, топор, гвоздь, лист бумаги, стакан, бутылка, стол, шпилька, резинка, труба, книга, кастрюля, нож, картина, банка, жевательная резинка, бинт, яблоко.
  2. Абсурдное утверждение
    Это упражнение полезно сразу с двух точек зрения: оно позволяет уйти от стереотипов, посмотреть на ситуацию под совершенно новым углом зрения, а также потренироваться в поиске максимального количества вариантов решений. Задача – максимальным количеством аргументов обосновать данное абсурдное утверждение. Парадоксальные обоснования также принимаются.

    Пример:
    Почему не надо умываться? – Экономим время, экономим воду, мыло, не пачкаем полотенце, можно макияж дольше сохранить, не сушим кожу водой, никто в живой природе не моет морду лапами, нет шока от холодной воды утром, загар дольше держится, сохраняется естественное состояние кожи, если не умываться, у детей все реакции естественно – природные, а где вы видели ребенка, который любит умываться. Наверняка вы хоть раз пропустили умывание, ну и что, ведь ничего не случилось! Это оригинально, долой стереотипы!

    Утверждения для тренировки:
    • Почему надо есть рыбу, не вынимая костей.
    • Почему надо пить воду из лужи.
    • Почему хорошо быть толстым.
    • Почему надо переходить дорогу на красный свет.
    • Почему надо хамить шефу.
    • Почему стоит напиться на корпоративе.
    • Почему полезно лежать на диване перед телевизором.
    • Почему стоит смотреть дурацкие комедии.
    • Почему надо приставать к мужчинам на улице (для женщин).
    • Почему не надо знакомиться с красивыми девушками (для мужчин).
    • Почему зимой надо ехать в отпуск в Якутск (минус – 50), а летом – в Египет (плюс 50).

  3. Речевые парадоксы, или оксюморон

    Очень интересным риторическим приемом является речевой парадокс, или оксюморон. С художественной точки зрения речевой парадокс резко усиливает выразительность речи, эмоциональный накал, может рождать сильные образы. Примеры – горячий снег, оптимистическая трагедия, мой любимый враг, заклятая подруга, эмоциональный интеллект.

    В нашем случае мы ставим задачу не столько создать сильные художественные образы, сколько потренироваться в поиске нешаблонных и разнообразных решений.

    Постарайтесь создать как можно больше таких речевых парадоксов, при этом важно, чтобы они имели смысл и были обоснованы. Постарайтесь вместе с речевым парадоксом составить четкое обоснование его смысла. Примеры:

    • Мой любимый враг – враг, который так давно со мной, что я уже не могу обходиться без адреналина противостояния.
    • Заклятая подруга – подруга, которая периодически «подкладывает свинью».
    • Горячий снег (название известного произведения о войне) – кровопролитные бои зимой (снег, горячий от пролитой крови).
    • Оптимистическая трагедия (название произведения) – трагическая история с верой в лучшее будущее.
    • Эмоциональный интеллект – идея о том, что в определенных случаях более умные и правильные решения принимаются на уровне эмоциональной эмпатии и умения прочувствовать другого человека и ситуацию, нежели на уровне формальной логики.

    Итак, задача создать (или вспомнить, что хуже, но тоже допустимо) как можно больше речевых парадоксов с пояснениями.


  4. «Растаскивание» близких понятий

    В данном случае мы ставим себе задачу уйти от обобщенных и более стереотипных суждений и понятий к более конкретным и индивидуализированным. Кроме того, мы можем постараться посмотреть на ситуацию, что называется, под разными углами зрения (логический уровень, эмоциональный, креативный, образный). Задание заключается в том, что необходимо найти как можно больше различий (в чем именно они должны заключаться, мы специально не оговариваем) между близкими по значению словами/ синонимами.

    Пример:

    • Почва – земля
    • Земля может обозначать планету, почва – нет
    • От слова земля может быть образовано существительное, обозначающее человека или людей (землянин и земляне), от почвы – нет
    • Мы можем сказать «пахать землю», но не почву
    • Слово почва может быть использовано в значении «база для чего-либо, повод для чего-либо» - почва для ненависти
    • Почва – верхний слой земной поверхности
    • Есть профессия и наука почвоведение, аналога с землей – нет
    • Есть земледелие, нет аналога с почтой
    • Почва чаще употребляется в научной и специальной речи, земля – более широко употребляется
    • Слово Земля может быть именем собственным, слово почва – нет
    • Есть песня «Земля в иллюминаторе»
    • Мать-земля, невозможно в отношении почвы
    • Мы копаем землю, но не почву

    Пары для тренировки:

    • Подсвечник – канделябр
    • Сладкий – с сахаром
    • Огонь – пламя
    • Еда – питание
    • Красота – привлекательность
    • Земля – почва
    • Мир – вселенная
    • Карий – коричневый
    • Деликатесный – вкусный
    • Мороз – холод
    • Художник – живописец
    • Картина – полотно
    • Машина – автомобиль
    • Врач – доктор
    • Ясный – четкий
    • Урок – домашнее задание
    • Бонус - вознаграждение


  5. Общее – разное

    В отличии от «растаскивания» в этом упражнении мы ищем как можно больше общего между двумя, казалось бы, весьма различными словами/ понятиями. Здесь мы тренируем те же самые компетенции – умение отойти от стереотипов и найти максимальное количество решений.

    Пример:
    Малина – курица. Общее:

    • 6 букв
    • Женского рода
    • Выращивает человек
    • Можно есть
    • Вкусно
    • Можно варить
    • Полезная еда
    • Может быть красного цвета
    • Есть волоски
    • С косточками
    • Заканчивается на "a"
    • 3 слога
    • Слова написаны на одном листке
    • Слова русского происхождения
    • Растет
    • За городом

    Обратите внимание на то, что искать общее можно с точки зрения как самих реалий, так и слов, их обозначающих, что делает это упражнение еще более эффективным с точки зрения развития навыка поиска вариантов в разных плоскостях.

    Пары для тренировки:

    • Мел – бумага
    • Луна – дождь
    • Зима – лето
    • Деньги – еда
    • Стол – стул
    • Трава – дерево
    • Работа – отдых
    • Человек – гриб
    • Начальник – подчиненный
    • Джинсы – галстук
    • Лентяй – работник
    • Кастрюля – лед

  6. Поиск причин

    Метод развивает аналитические способности, умение видеть ситуацию в разных ракурсах, а также привычку идти от анализа причин ситуации к ее решению Как и в медицине, только правильный диагноз позволяет назначить верное лечение. К сожалению, очень многие люди, в том числе и большим жизненным и управленческим опытом ищут решение проблемы, не попытавшись определить ее причину, или рассматривая только один вариант причин. Нередко это приводит к серьезным ошибкам и последствиям.

    Простой пример. Человек часто опаздывает на работу. Это становится ситуацией, требующей реакции руководителя для ее исправления. Если мы сразу начинаем мотивировать или наказывать, то можем оказаться неэффективными. Поэтому давайте рассмотрим несколько вероятных причин постоянных опозданий:

    • Человек не умеет правильно планировать или рассчитывать свое время – его надо научить и контролировать.
    • Человек ездит на электричке, которая периодически приходит позже – если есть электричка, которая выходит чуть раньше, то стоит предложить ездить на ней. Если нет (бывает, что очень большие перерывы в расписании), то стоит сдвинуть начало рабочего дня на чуть более позднее время, а сотрудник отработает его, либо чуть сократив обеденный перерыв, либо в конце дня.
    • Необходимо отводить ребенка в детский сад. Иногда, но не всегда, это может делать другой супруг. Так вот если приходится отводить ребенка, то опоздание становится неизбежным, так как детский сад открывается так, что придти на работу вовремя не получится – решение аналогично предыдущему.
    • Это просто небрежность и недисциплинированность сотрудника – вот в этой ситуации требуется критика, наказание или, наоборот, поощрение пунктуальности. Степень того и другого и их сочетание зависят от стиля менеджмента в компании и ваших личных взглядов.
    Как видите, в зависимости от причин возникновения проблемы сильно различаются и варианты ее решения. Так что именно поиск причин и рассмотрение максимального количества различных версий и гипотез позволит вам найти эффективные решения.

    Мы предлагаем вам потренироваться и найти максимум возможных причин того или иного поведения и действий людей. Список достаточно характерных ситуаций мы Вам предлагаем, кроме того, будет интересно, если вы сами его дополните, исходя из своего опыта.

    Список для тренировки:

    • Снижение качества работы у ранее успешного сотрудника;
    • Муж стал позже приходить домой;
    • Подросток разбил окно в школе;
    • Все оглядываются на вас сегодня;
    • Раньше задерживался на работе, теперь перестал;
    • Перестал заниматься спортом.


  7. Недостаток – в достоинство, достоинство – в недостаток

    Помимо поиска решений и отхода от стереотипов, это упражнение может помочь вам пересмотреть то, что вы сами считаете своими достоинствами и недостатками, подумать, в каких ситуациях достоинство может восприниматься как недостаток и наоборот.

    Задача – найти как можно больше ситуаций и обстоятельств, в которых особенности человека, традиционно воспринимаемые как достоинства или недостатки, станут своей противоположностью.

    Примеры:

    • Позитивное отношение к людям – не подходит для контролера, ревизора, а также для того, кто должен принимать непопулярные решения.
    • Щедрость – дать в долг другу – один из лучших способов внести неловкость в отношения.
    • Пронзительный резкий голос – прекрасная возможность избежать нападения или позвать на помощь.
    • Нет креативности – использует только проверенные решения.

    Мы сознательно предложим вам традиционно воспринимаемые достоинства и недостатки как из рабочей, так и из личной жизни, а также связанные с внешность, одеждой и тому подобное.

    Качества для тренировки:

    • Невыразительная внешность;
    • Раздражительность;
    • Оптимизм;
    • Интеллект;
    • Лень;
    • Стрессоустойчивость;
    • Медлительность;
    • Привлекательная внешность;
    • Инициативность;
    • Целеустремленность;
    • Занудство;
    • Рассудительность;
    • Коммуникабельность;
    • Сила;
    • Пофигизм;
    • Внимательность к деталям;
    • Широкий кругозор;
    • Вспыльчивость;
    • Легко расстраивается;
    • Хорошая память;
    • Душа компании;
    • Альтруист;
    • Гибкость.


  8. Неуместность – в уместность (изменение контекста)

    Это упражнение, в целом, похоже на предыдущее. Только в данном случае мы рассматриваем не особенности, которые традиционно воспринимаются как достоинства или недостатки, а поведение или ситуации, которые традиционно воспринимаются как нелепые или некорректные. Ваша задача найти такой контекст – такие обстоятельства, при которых все будет уместно и правильно.

    Примеры:

    • Взрослый мужчина стоит на четвереньках и рычит – уместно, если играет с маленьким ребенком или показывает ему, как ведет себя собака.
    • Не мыть посуду после еды, а коллекционировать грязную – уместно, если большая посудомоечная машина, ты не хочешь «гонять» ее полупустую, так как экономишь электричество.
    • В меховой шубе – летом. Уместно, если ты на южном или северном полюсе, где всегда холодно (аналогично – зимой в плавках на экваторе).

    Несколько вариантов для тренировки:

    • Человек перестает умываться;
    • Кататься летом на лыжах (горных);
    • Люди ругаются, кричат друг на друга, оскорбляют друг друга. Вдруг один из них говорит: «Так, стоп. Сначала и поэнергичнее»;
    • Приличные девушки роются в помойке;
    • Красивая женщина, стройная, эффектная, вдруг начинает набирать вес, ест мучное, делает это сознательно. Гаишник останавливает машину, за рулем женщина. Гаишник дарит ей цветы. Желает счастливого пути;
    • Человек сознательно делает на своем автомобиле несколько вмятин, добивается нескольких трещин на лобовом стекле;
    • Привлекательная женщина сознательно непривлекательно одевается, носит очки без диоптрий;
    • Двое возлюбленных мажут друг друга грязью;
    • Любящая жена сознательно готовит для своего мужа невкусные блюда;
    • Он привлекает женский пол, всячески украшаясь, танцуя и исполняя песни. И это работает;
    • Нередко в один и тот же день люди платят за два противоположных эффекта;
    • Совершенно точно, что переезд из Италии в Сибирь заставит человека сменить убеждения и выйти из состава известной партии;
    • Ест с каждым днем все больше, но при этом худеет;
    • Дед Мороз в плавках;
    • Каждый может стать соавтором этой книги. Эта книга может сильно повлиять на судьбу многих людей;
    • Жена с каждым днем все больше поправляется, а любящий муж только рад, хотя раньше радовался ее стройной фигуре.


  9. Максимум ассоциаций

    Упражнение тренирует креативность и ассоциативное мышление. Задача – выдать максимальное количество ассоциаций на заданную тему или с заданными словами. Очень желательно, чтобы это были именно ассоциации, а не синонимы или общепринятые классификации или группы (не дорога – путь (синонимы), не бухгалтер – профессия (классификации).

    Вы можете сами придумать слова для ассоциаций, а через день – два начать придумывать ассоциацию, еще проще делать это, работая с книгой по принципу 15 слово на 5 странице. Тогда вы не сможете подсознательно «жульничать», выбирая себе легкие задания.


  10. Катена

    Автором этого упражнения в таком варианте и его названия является Виталий Колесник, бизнес-тренер, ведущий программу по развитию креативности, хотя существуют и другие разновидности этой игры.

    Правила этой игры таковы:

    1. Игра заключается в связывании двух слов цепочкой слов-ассоциаций.
    2. Используются только существительные. Построенная цепочка называется катеной.
    3. Двойные слова можно использовать, только если они являются устоявшимися словосочетаниями (например, рыбий жир), и их нельзя разбивать на части. Не разрешается произвольно добавлять к словам определения (спортсмен — русский спортсмен — Россия).
    4. Возможно любое число игроков. Если в игре участвуют несколько игроков, выигрывает тот, кто построит наиболее короткую и остроумную цепочку.
    5. Разрешенные типы ассоциаций:
      • Асоциации, существенно характерные для предмета (торт — свеча).
      • Ассоциации-аналогии (дождь — фонтан).
      • Ассоциации-метафоры (свеча — колокольня).
    6. Запрещенные типы асоциаций:
      • Ассоциации, основанные на классификациях, категориях, переходе от общего к частному и наоборот, т.е. на иерархических системах понятий (лось — млекопитающее; актер — человек).
      • Ассоциации, не существенные для предмета или характерные не только для него. (пиво — вода, т.к. в пиве много воды).
      • Произвольная, личная ассоциация (клубника — организм, т.к. бабушка, когда объедалась клубникой, говорила: «Организм требует»).
      • Ассоциации по противоположности (вода — огонь).
      • Ассоциации, возникающие благодаря локальным культурным явлениям — сленг, расхожие фразы, анекдоты, фильмы, литературные персонажи и т.д. (шаль — вишня, т.к. «темно-вишневая шаль»).
      • Ассоциации по созвучию слов или их написанию (жабо — жаба).
      • Синонимы (секира — алебарда).

    Это упражнение отлично формирует как ассоциативное мышление и умение находить множество вариантов решений, так и умение простраивать всю цепочку, продумывая ходы наперед. Предлагаем вам потренироваться в составлении катен:

    • Холод – цветок;
    • Паровоз – табуретка;
    • Работа – карнавал;
    • Обои – спираль;
    • Звезда – краска;
    • Небо – политика;
    • Парк – битва;
    • Радость – бигуди.

    Вы также можете подобрать себе пары для катен по методу случайного стимула (в ином случае можно подсознательно найти себе более легкую задачу)


  11. Слова на одну букву

    Очень хорошее упражнение, которое, помимо вариативности и поиска идей, тренирует еще и навыки составления текстов, поиска формулировок, то есть письменной коммуникации. Заключается это упражнение в том, что вы выбираете любую букву алфавита (стоит начать с более легких, то есть распространенных), затем можно перейти к тем, которые реже встречаются в начале слова. Задача – составить максимально длинный текст, в котором все слова начинаются именно с этой буквы. Исключение могут составлять только союзы и предлоги. Начать можно с простых вариантов, не претендуя на особую художественность и сложный сюжет. А вот в дальнейшем можно стремиться к большим высотам. Приведем для примера один из таких шедевров, найденных в Internet (автор, к сожалению, не указан):

    Парни поселка постоянно пили. Приходили, присаживались под пригорком. Пили пиво. Пили портвейн. Периодически пели протяжные песни.
    - Послушай, Павел, - проговорил Петр, первый парень поселка. - Послушай... почему председатель, падла, постоянно препятствует перевыполнению плана? Почему паскудничает? Премии пропали просто!
    Павел подумал.
    - Премии премиями... Председатель правильно поступает... - после паузы продолжил, - план перевыполнишь - поднимут план... потом погода подведет, простои пойдут. План перевыполнять проблематично. Председатель последствия предвидит. Перестраховывается.
    - Правильно! - поддакнул подошедший пастух Прошка, пытаясь примазаться. - Потому председателю профессия позволяет! Перманентный прецедент присутствует! Посмотрите по пунктам...
    - Пошел прочь, придурок! - произнес Павел. - Профессор! Повадился, понимаешь...
    Прошка поковылял прочь.
    Парни продолжали пить.
    Пропели первые петухи.
    Петр поднялся.
    - Пошли, Павел? Пора.
    - Пошли... Полине привет передай.
    По проселку проехала "Победа" председателя.
    Поселок просыпался.


  12. Противоположное убеждение

    Тренируясь таким образом, вы сможете развить навыки поиска аргументов и решений, а также гибкость, то есть умение моментально перестраиваться в случае, если один из вариантов не сработал.

    Принцип работы состоит в том, что вы сначала должны максимально убедительно аргументировать одно утверждение, а затем совершенно противоположное. Лучше всего тренироваться в паре, тогда вы не будете готовы к тому, что именно потребует аргументации, и упражнение будет более эффективным.

    Пример:
    Убедите меня, что черный цвет в одежде лучше, чем красный. – Черный цвет стройнит, это классика, не видно пятен или пыли, легко сочетается с аксессуарами и обувью, подходит и для торжественных вечерних и для деловых мероприятий. – А теперь убедите меня, что красный лучше, чем черный. – Красный привлекает внимание, можно выглядеть более оригинально, ассоциируется с энергией и сексуальностью.


Примеры кейсов для тренировки ухода от стереотипов и поиска решений

Мы предлагаем вам несколько кейсов для самостоятельной тренировки. В данном случае как таковых правильных и неправильных ответов нет, поэтому постарайтесь найти как можно решений, а потом честно проанализировать, будут ли они работать. Источник этих задачек – сайт www.trizland.ru. Кстати, там таких задачек еще много, так что вы сможете самостоятельно потренироваться.


  • Пехлеви - шах Ирана захотел придать современный вид своей стране и... открыть лица иранских женщин. По закону ислама снять паранджу с мусульманской женщины - значит обесчестить ее. А тут недалеко и до самоубийства. Как же убедить иранок открывать лица?

  • Один американский кинотеатр стал прогорать. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают шляп, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра. Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю быть вежливыми - результат нулевой. Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?

  • Бабушка подарила Вовочке свою старую пишущую машинку: немецкой работы, с русским алфавитом и арабскими цифрами. Вовочка заторчал. Но начав печатать, обломался: букв "З" и "О" не хватает. "Тоже мне, немцы-умельцы…" - многоэтажно выразился Вован. Но где взять буквы?

  • Бывает, что поля подвергаются нашествию саранчи. Последствия - ужасны! А вот что положительного может быть в набегах саранчи?

  • В историко-краеведческом музее уральского города Катав-Ивановска бесследно исчезают экспонаты: их просто сжирают голодные крысы. Сначала они облюбовали чучела птиц и мелких животных, а теперь принялись за медведя. Как быть сотрудникам музея?

  • В деревне свиней выпускают в огород. Но они могут убежать через многочисленные щели в заборе. Ремонтировать забор - дорого. Гоняться по деревне за свиньями - смешно. Как быть?

  • Птицы на птицеферме должны быстро увеличивать свой вес. Существуют разные методы, позволяющие «помочь набрать вес». А какие существуют методы?

  • Породистые собаки стоят дорого. Это знают все. Жулики тоже. Они-то и воруют собак, причем часто на прогулке, когда хозяин может отпустить свою собаку погулять без поводка. Какими способами могут увести собаку, которую хозяин отпустил погулять?

  • Перуанские таможенники заметили, что почти каждый день границу с Эквадором пересекают грузовики с бидонами, полными меда. Зачем эквадорцам такое количество импортного меда, если у них самих дело с пчеловодством обстоит нормально? Один бидон послали на экспертизу. В меде оказался кокаин. Однако наркотик вовсе не был подмешан к меду механически - мед сам каким-то образом приобрел наркотические свойства. Можно есть и балдеть. Но как такой мёд мог получиться. Предложите и обоснуйте свои гипотезы.

  • Когда в компанию приходят ревизоры, сотрудники фирмы встречают их настороженно, зачастую укрывают информацию, документы. Ревизорам же нужно иметь полные сведения и побыстрее провести ревизию. Как заставить сотрудников оказывать инспекторам помощь?

  • Один владелец американского ресторана был на грани банкротства. Однако последовав мудрому совету, он значительно поправил свои дела. Что же за совет ему дали добрые люди?

  • У Сен Лорана вышел конфуз с новыми духами "Шампань". Производители французского шампанского заявили, что только они имеют право на это название, и суд признал их правоту. Теперь духи "Шампань" можно продавать только за пределами Европейского Союза. А с флаконов для Европы название рекомендовано стереть и рекламу уничтожить. Как теперь Сен Лорану рекламировать новые духи?

  • Завоеватель! С большой буквы! Кто вспоминается первым? Македонский - кто же ещё? Завоеватели - они потому и завоеватели, что хотели славы. Вступив в Иерусалим, Александр Македонский, по праву завоевателя потребовал, чтобы его статую поставили во всех храмах. Но это делать очень не хотелось местным жителям - ведь храм святилище. Как быть аборигенам?

  • Очень часто одно и то же событие наблюдают журналисты различных новостных агентств. Чаще всего тексты передаются в сжатой форме по телефону. Хорошо теперь - под рукой мобильник и ноутбук. А если их нет? Простых телефонов сразу на всех не хватит. Как раньше конкурентов передать новости? Ведь сенсация - хлеб журналиста.

  • Начинающий коммерсант в Колумбийском городе Маракайбо, решил открыть магазин готового платья. Накануне открытия он получил анонимное письмо следующего содержания: "Одумайся, пока не поздно, мы шутить не будем". Тот только посмеялся над угрозой. Прошло два дня, и в магазин потянулись возмущенные покупатели. Интересно почему? Ведь одежда то хорошая! Ждём ваших гипотез.

  • Многие хотят быть успешными. Однако, жизнь проверяет на прочность, подбрасывая проблемы. Вот один молодой начинающий доктор очень хочет увеличить свою практику. Он только-только начинает карьеру и его никто не знает. Кажется это просто - займись рекламой. Но есть сложность - большинство врачей строго осуждает коллег, дающих объявления о своих услугах. Как же молодому врачу привлечь клиентов, не нарушая при этом «врачебный этикет»?

  • Сокращение в Японии рождаемости привело к падению доходов акушеров. И в родильном доме в городе Ибакири стали предлагать за немалые деньги новые формы обслуживания. У вас есть идеи? Предложите новые виды услуг.

  • На птицефермах в Африке, а теперь уже и России, в больших количествах разводят страусов. Придумайте максимальное количество способов "делать деньги" на страусах.

  • Во времена кардинала Ришелье среди французских аристократок стало модным самим управлять лошадиной упряжкой, без кучера. Участились случаи столкновений, наездов на прохожих. Заставить женщину отказаться от своего желания - невозможно, это хорошо было известно уже во времена Ришелье. Как кардиналу "поставить на место" безумных аристократок?

  • Томпсону не везло: в его магазин уже давно никто не заглядывал. Однако как человек изобретательный, он нашел способ привлечь посетителей, не выказав своего желания явно. Что же это за способ (способы)?

  • В неудобном положении очутился Президент Клинтон, который принял румынский национальный флаг за накидку. Дело в том, что трехцветный флаг был с дыркой посредине, откуда румыны вырезали коммунистическую символику. Дырявый флаг был символом антикоммунистической революции 1989 года. Президент Клинтон написал Председателю законодательного органа страны Петре Роману письмо с выражением благодарности за подаренное румынским парламентом пончо. Да уж! Крайне нелепая ситуация: Президент принял флаг другой страны за пончо! Такой символ принять за накидку… Как поступить Председателю - на письмо принято отвечать. Причем нужно ответить так, чтобы не обидеть Президента США. Политика, однако... Как бы Вы поступили на месте Петре Роману?

  • Французский актер Тальма во время одного спектакля должен был упасть, смертельно раненный. Однако пистолет в руках другого актера не выстрелил. Растерявшийся дуэлянт нажал безуспешно на курок еще несколько раз. Тогда он, потеряв голову, подбежал к Тальма и, не зная, что делать, изо всей силы пнул его. Какова ситуация! Нужно мгновенно принять решение – спектакль идет-то в онлайне и дублей не предусмотрено. Кстати, от удачного хода на сцене зависит имидж самого Тальма. Что бы Вы сделали на месте Тальма. Чтобы Вы сделали на месте партнера Тальма, когда его пистолет не выстрелил.

  • Один американский миллионер, купив картину у известного английского художника Тернера, узнал, что эту картину, стоимостью в 100 фунтов, художник писал всего 2 часа. Покупатель возмутился и подал на Тернера в суд — за обман. Судья спросил художника, — скажите, сколько вы работали над картиной? Помогите художнику ответить.


Итоги

Мы с вами рассмотрели несколько аналитических и несколько креативных методов поиска идей и решений. Возможно, что вы придумаете что-то сами. И постоянная тренировка в поиске решений как раз и приведет вас к тому, что вы сможете решать практически любые проблемы, успешно переводя их в задачи.


P.S. Варианты ответов для упражнения «Из неуместности – в уместность»

  1. Человек перестает умываться – переходит на специальные средства по уходу за кожей, умывание в этом случае теряет смысл.
  2. Кататься летом на лыжах (горных) – в специальном комплексе под крышей.
  3. Люди ругаются, кричат друг на друга, оскорбляют друг друга. Вдруг один из них говорит: «Так, стоп. Сначала и поэнергичнее». – Репетиция спектакля.
  4. Приличные девушки роются в помойке – Случайно выбросили важный рабочий документ, который просто необходим.
  5. Красивая женщина, стройная, эффектная, вдруг начинает набирать вес, ест мучное, делает это сознательно. – Актриса, нужно для роли (кстати, именно так готовилась Рене Зелвегер к роли в фильме «Дневник Бриджит Джонс»).
  6. Гаишник останавливает машину, за рулем женщина. Гаишник дарит ей цветы. Желает счастливого пути. – Это его девушка.
  7. Человек сознательно не моет свою машину, добивается ее непривлекательного вида – боится угона.
  8. Привлекательная женщина сознательно непривлекательно одевается, носит очки без диоптрий – работа требует строгого имиджа.
  9. Двое возлюбленных мажут друг друга грязью – лечебные грязи на курорте.
  10. Любящая жена сознательно готовит для своего мужа невкусные блюда – мужу нужно похудеть, а бороться с искушением он не может.
  11. Он привлекает женский пол, всячески украшаясь, танцуя и исполняя песни. И это работает – самец птицы.
  12. Нередко в один и тот же день люди платят за два противоположных эффекта – едим и ходим сбрасывать вес.
  13. Совершенно точно, что переезд из Италии в Сибирь заставит человека сменить .убеждения и выйти из состава известной партии – партия зеленых, в 40 градусов мороза сложно отказаться от мехов, а в теплой Италии – элементарно.
  14. Ест с каждым днем все больше, но при этом худеет – подросток.
  15. Дед Мороз в плавках – в Австралии или на экваторе.
  16. Каждый может стать соавтором этой книги. Эта книга может сильно повлиять на судьбу многих людей – книга жалоб и предложений.
  17. Жена с каждым днем все больше поправляется, а любящий муж только рад, хотя раньше радовался ее стройной фигуре – ждут ребенка.


Другие статьи авторов - в выпусках рассылки "Управление личной эффективностью руководителя".




Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону (495) 748-03-13 или по электронной почте avtor@src-master.ru.




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning