Вверх

+7 (495) 748-03-11

+7 (495) 748-03-12

+7 (495) 748-03-13

пн. - пт. с 9.00 до 18.00

Обучение по темам

Успеть до Нового года!



Новости:

Что стало причиной такой концентрации неожиданных событий на программе по привлечению квалифицированных кадров?

02.12.2016

Скидки, подарки, акции, распродажи. Выбирайте!

23.11.2016

Секретами мерчендайзинга делится наш новый эксперт Надежда Савина.

14.11.2016 08:00:00
Все новости

Мы принимаем
Банковские карты
Оплатите покупку в интернет-магазине банковскими картами VISA и Mastercard любого банка.
узнать больше
Электронный кошелек
Моментальная оплата покупок с помощью вашего электронного кошелька RBK Money.
узнать больше
Банковский платеж
Оплатите покупку в любом российском банке. Срок зачисления средств на счет - 3-5 рабочих дней.
узнать больше
Денежные переводы
Оплата покупок через крупнейшие системы денежных переводов CONTACT и Unistream.
узнать больше
Почтовые переводы
Оплатите покупку в любом отделении Почты России. Срок зачисления платежа - 3-4 рабочих дня.
узнать больше
Платежные терминалы
Оплата покупок в терминалах крупнейших платежных систем в любом городе России - быстро и без комиссии.
узнать больше

Обучение на расстоянии. О плюсах и минусах мультимедийных программ (Журнал "Маркетинг PRO")



Учиться, учиться и еще раз учиться. Завет великого вождя как нельзя более актуален в наши дни, когда наука и техника не стоят на месте, новейшие технологии появляются очень быстро. И чтобы идти в ногу со временем, очень важно своевременно получать новые знания и постоянно развиваться.

В процессе трудовой деятельности времени на дополнительное обучение, как правило, не хватает. Засиживаешься на работе допоздна, и нет лишней минуты, не говоря уже о часах, которые можно было бы потратить на поездку в учебное заведение, лекции, семинары и тем более экзамены.

Убить двух зайцев

А руководителю, конечно, хочется, чтобы его менеджеры были самые «подкованные» и осведомленные. Как найти выход из этой ситуации? Работа или учеба. Если пытаться совместить, что-то одно обязательно будет страдать… На самом деле убить двух зайцев все же можно. И оружие, которым это можно сделать, называется мультимедийная обучающая программа.
В октябрьском номере нашего журнала мы рассказывали вам о новых технологиях обучения персонала на примере мультимедийной программы «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®». Сегодня мы решили заглянуть глубже и понять, как «работает» мультимедийный формат обучения и насколько он востребован на современном рынке.

Кому это надо?

Наши вопросы мы задали специалисту в области мультимедиийного обучения, директору по производству мультимедийных программ Учебного Центра SRC Марине Унгер.

- Марина, расскажите, насколько развито в России корпоративное обучение и мультимедийные технологии?

- Мы работаем в области обучения уже более восьми лет. Можно сказать, что становление российского рынка корпоративного обучения проходило на наших глазах. С каждым годом ситуация стремительно изменяется – рынок становится все более активным и требовательным к провайдерам. В то же время за последние 2 года заметно вырос интерес к мультимедийным формам обучения. Это особенно заметно по специализированным выставкам, в которых мы участвуем. Если в 2004 году, когда вышла в свет наша первая программа «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®. Эффективный менеджмент», нашей первоочередной задачей было объяснить клиентам, что такое мультимедиа, как это устроено и в чем преимущества подобной формы обучения, то сегодня отвечать на подобные вопросы нам уже практически не приходится.
Кроме того, сегодня каждый ребенок может освоить всю школьную программу по замечательным мультимедийным учебникам. В России достаточно профессиональных компаний, которые выпускают качественные мультимедийные игры, учебники и обучающие программы по базовым дисциплинам. Чего, к сожалению, нельзя сказать о бизнес-образовании. У нас пока еще немного компаний, предлагающих программы, которые совмещают в себе все возможности мультимедиа и качественный бизнес-контент.

- Давайте разберемся по порядку. Какая программа может называться мультимедийной и какие требования должны предъявлять к ней пользователи?

- Мультимедиа (multimedia, от англ. multi - много и media - носитель, среда) - совокупность всех видов информации (графической, звуковой, видео). Мультимедиа – это работа с компьютером, такая же увлекательная как беседа с образованным человеком, который ко всему прочему еще и великолепно технически оснащен.
Основная цель мультимедийной программы – вовлечь пользователя в учебный процесс, «заставить» его самостоятельно выполнить определенные действия (манипуляции), чтобы отработать навыки, необходимые в его практической деятельности. И за счет этого значительно повысить эффективность обучения. Так, например, с помощью мультимедийных упражнений, которые мы используем в наших программах, пользователь может побывать в роли руководителя предприятия, бренд-менеджера или финансиста, чтобы, окунувшись в смоделированную рабочую ситуацию, предпринять действия, которые он бы совершил в реальной жизни.
Чтобы действительно называться «мультимедийной», программа должна содержать в себе различные формы обратной связи – в виде интерактивных тестов, упражнений, всплывающих подсказок, игровых ситуаций и виртуальных персонажей. Одного текста или видео недостаточно. Необходимо постоянно держать слушателя «в тонусе», постоянно вызывать в нем интерес и обратную реакцию, чтобы он не «зачитался» и не «заслушался»…

- А что Вы вкладываете в понятие «качественный бизнес-контент»?

- Качественный бизнес-контент, то есть содержание учебного курса, должно соответствовать уровню обучаемого. Как мы уже говорили, рынок корпоративного обучения в России сегодня достаточно хорошо развит, и образовательный уровень сотрудников растет с каждым годом. Поэтому мы должны уважать наших пользователей и готовить для них материал, содержащий не стандартную институтскую программу по менеджменту, а практические рекомендации от экспертов, профессиональных маркетологов, финансистов, HR и других специалистов. Нам не раз приходилось слышать от клиентов, знакомых с западными, переведенными на русский язык, мультимедийными курсами, что их содержание часто оставляет желать лучшего. Точнее сказать, эти курсы, даже переведенные на русский, зачастую не соответствуют российскому менталитету и не адаптированы под наш рынок.
Именно поэтому при разработке наших мультимедийных программ из серии «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®» мы особое внимание уделяем составу авторов и предъявляем очень высокие требования к их материалам.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее, как Вы выбираете кандидатуры для этой важной роли?

- Выбор авторов курса – это первоочередная и самая важная задача. Так как успех курса на 90% зависит именно от того, кто является автором курса. Правильный выбор автора гарантирует, что: во-первых, пользователи получат качественное содержание и успешные работающие бизнес-технологии, во-вторых, они услышат интересного оратора, который умеет донести свою мысль четко, лаконично и доступно. Ну и, в-третьих, что особенно важно для нас, как для производителей, это обеспечит более высокий интерес к нашим курсам. Согласитесь, для современных, уже очень продвинутых и требовательных специалистов есть разница, чей семинар, например, по брендингу, посетить – хорошо подкованного теоретика или автора мировых суперпопулярных брендов. Именно поэтому при выборе автора мы, прежде всего, опираемся на его деловую репутацию и профессиональный опыт.
Кроме того, каждый автор проходит своеобразный «кастинг». Выступать перед камерой – тяжелейший труд. Особенно когда необходимо, чтобы каждый пользователь ощущал, что автор обращается именно к нему. Поэтому предварительная видеосъемка – это одно из испытаний, с которым не все успешно справляются.

- Мне кажется, без ответственного отношения сотрудников к процессу обучения, даже самые великолепные ораторы не смогут помочь. Как работает система контроля в мультимедийной программе? Как руководителю отследить, насколько ответственно подходят сотрудники к обучению и каковы результаты?

- Без серьезной системы контроля любой учебный процесс, даже хорошо организованный, к сожалению, может сойти на нет. Мы все прекрасно понимаем, что мотивация на обучение у всех людей разная, но чаще достаточно низкая. Еще сложнее привлечь сотрудника к самостоятельному обучению. Поэтому сотрудников необходимо всячески стимулировать. И четко отлаженная система контроля – это один из инструментов.
В программе «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®» фиксируется вся информация о работе с программой каждого конкретного пользователя: время просмотра видеолекций, когда и с каким результатом выполнял упражнения, тесты и отвечал на вопросы Виртуального экзаменатора e-Learn Expert®. Все эти данные удобно сгруппированы в таблице по каждому сотруднику. А в сетевой версии даже предусмотрена возможность построения сравнительной диаграммы по группе сотрудников и экспорт данных в excel.

- И все же, насколько востребованы на рынке подобные программы?

- Спрос на подобные программы есть, и с каждым годом он значительно увеличивается. Этому есть ряд объективных причин. Во-первых, мультимедийные программы значительно снижают затраты на обучение. Курс приобретается единожды, а использовать его можно для обучения неограниченного количества сотрудников сколько угодно времени. Чего нельзя сказать о корпоративном тренинге.
Во-вторых, современные мультимедийные технологии позволяют сделать учебный процесс настолько интересным и занимательным, что эффективность восприятия и усвоения сотрудником полученной информации достигает 75% (по данным исследований, при просмотре обычных видеолекций доля материала, оставшегося в памяти, достигает всего 50%, а при восприятии материала на слух – лишь 25%). И этот факт не может оставить равнодушными hr-менеджеров, заинтересованных в высоком качестве учебного процесса. Кроме того, многие компании сегодня пользуются технологиями смешанного обучения, которые позволяют в несколько раз повысить эффективность обучения и обеспечивают наиболее оптимальное использование бюджета.
Смешанное обучение подразумевает сочетание любых форм самообучения с очными занятиями. Схема может быть примерно следующая: сотрудник самостоятельно в удобное для себя время изучает необходимый для работы материал, а затем совместно с группой он участвует в тренинге для отработки полученных знаний и развития навыков. В этом случае, компания экономит время тренера на передачу сотрудникам «стандартных» знаний и технологий работы, позволяя больше времени уделить практической отработке навыков. А также экономит время сотрудника, позволяя выбрать удобное для себя время занятий, не подстраиваясь под всю группу.

Ложка дегтя

После ответов Марины Унгер создается впечатление, что мульмедийная программа – наилучший вариант для бизнес-образования. И достаточно эффективный, и наиболее экономный. Получается, что такое дистанционное обучение может с успехом заменить привычные аудиторные занятия, не уступая им ни в качестве информации, ни в увлекательности самого процесса.

С последним утверждением, пожалуй, можно поспорить. Ни для кого не секрет, что все дистанционные системы обучения имеют существенный недостаток - отсутствие «живого» контакта с преподавателем и коллегами, который не в состоянии заменить даже самые совершенные форумы, чаты, видеоконференции и переписка.

Еще одно слабое место дистанционного обучения - сложность усвоения мануальных навыков. Информационная программа может показать рабочему, как правильно изготавливать деталь на токарном станке, но она не в состоянии сказать ему: «Парень, ты неправильно держишь заготовку! Я же тебе показывал - большой палец сюда, а указательный - сюда!». Может, поэтому «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®» пока охватывает те сферы бизнеса, где мануальные навыки, как таковые, не используются в работе, – менеджмент и маркетинг.
Кроме того, мультимедиа – это компьютер, то есть машина, которое имеет свойство ломаться, «глючить» и вообще иногда выходить из строя. Как же можно на такую программу надеяться и быть увереным на 100%, что никакого сбоя не произойдет. Такой гарантии быть просто не может.

Мнение

И все же, теоретические рассуждения на тему плюсов и минусов мультимедийных программ остаются лишь пустыми рассуждениями, если они не подтверждены реальным мнением людей, которые эту программу используют. Вот и мы спросили, что думают о подобных программах представители компаний, которые опробовали Портфель директора на собственных сотрудниках.

А.И. Барковский, генеральный директор ЗАО ТПК «ЭЛКО»: «Наша организация приобрела курс «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®. Эффективный менеджмент» около двух лет назад. Процесс обучения прошли все менеджеры высшего и среднего звена компании. Налицо результаты. Менеджеры стали понимать необходимость стратегического планирования, было достигнуто понимание специфики работы смежных отделов компании и необходимость регламентных взаимоотношений.

В настоящее время приобретаем новую версию «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®. Маркетинг и сбыт». На презентации сотрудники Учебного Центра SRC убедительно представили улучшенный интерфейс программы и ее глубокое функциональное наполнение. На мой взгляд, программа будет очень полезна специалистам маркетинга и отдела продаж. Разработчики внедрили возможность полного контроля процесса обучения сотрудников со стороны их руководителя. Это существенное улучшение по сравнению с предыдущим «Портфелем». Планируем в сжатые сроки провести обучение профильных специалистов, и ожидаем высокую отдачу от инвестирования в знания».

Михаил Мельников, директор по персоналу компании «Домострой»:

«ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®» - очень интересный инструмент управления развитием персонала. Мы использовали эту программу для обучения линейных руководителей и развития ТОП-менеджеров компании.

Наиболее эффективной программа оказалась для ТОП-менеджеров и, я уверен, что именно потому, что мы применили комбинированный метод обучения. Сама программа - представляет собой достаточно системный и последовательный курс видеолекций и кейсовых заданий, именно этот курс мы взяли за основу нашей программы. Мы смотрели лекции и получали теорию, вместе тестировались после каждой темы, в качестве кейсовых заданий мы брали сложные ситуации нашей компании, на какие - то темы мы дополнительно приглашали преподавателей и проводили тренинги. В результате на весь курс ушло 7 месяцев, что дало просто неожиданно высокий эффект. Мы достигли нескольких целей в процессе учебы: мы стали говорить на одном бизнес-языке, мы научились лучше понимать друг друга, мы отработали командное взаимодействие и почувствовали себя командой, мы получили или освежили знания по теории управления, мы решили несколько практических задач (эти решения уже внедрены и приносят экономический эффект).

Я считаю «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®» эффективным инструментом развития бизнес коллективов и отдельных сотрудников, думаю, что углубление отдельных направлений данного курса будет полезным и востребованным. Мы уже пробуем «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА®. Маркетинг и сбыт», пока трудно судить об эффективности внедрения этого продукта, но у нас в компании он точно востребован».

21.01.2008

Назад к архиву