Вверх

+7 (495) 748-03-11

+7 (495) 748-03-12

+7 (495) 748-03-13

пн. - пт. с 9.00 до 18.00

Обучение по темам
Участвовать бесплатно



Новости:

Новые статьи на нашем сайте появляются каждую неделю.

20.02.2017

Мастер-класс Юлии Григорьевой. Бесплатно!

09.02.2017

Узнайте первыми о новой программе для опытных HR-специалистов и руководителей!

02.02.2017
Все новости

Мы принимаем
Банковские карты
Оплатите покупку в интернет-магазине банковскими картами VISA и Mastercard любого банка.
узнать больше
Электронный кошелек
Моментальная оплата покупок с помощью вашего электронного кошелька RBK Money.
узнать больше
Банковский платеж
Оплатите покупку в любом российском банке. Срок зачисления средств на счет - 3-5 рабочих дней.
узнать больше
Денежные переводы
Оплата покупок через крупнейшие системы денежных переводов CONTACT и Unistream.
узнать больше
Почтовые переводы
Оплатите покупку в любом отделении Почты России. Срок зачисления платежа - 3-4 рабочих дня.
узнать больше
Платежные терминалы
Оплата покупок в терминалах крупнейших платежных систем в любом городе России - быстро и без комиссии.
узнать больше

Пирамида знаний. HR – это менеджмент (часть 4)


<< ЧИТАТЬ ПРЕДЫДУЩУЮ ЧАСТЬ

Менеджмент в нашей пирамиде знаний может появиться на разных этапах карьеры эйчара. Для эйчаров-руководителей, особенно получивших хорошее бизнес-образование, HR-специализация и менеджмент составляют единое целое. Выпускники бизнес-школ, помимо лекционных материалов, натренированных навыков и кейсов, получают на руки списки лучших книг по менеджменту – от 10 до 100, в зависимости от уровня учебного заведения. Им становятся привычными имена Друкера, Коллинза, Питерса, Якокки, Каплана и Нортона, Кови, Адизеса и прочих гуру классического менеджмента. Приходя в компании, эйчары-руководители с хорошим образованием естественным образом вливаются в управленческие команды и прирастают новыми знаниями - из практики деятельности и корпоративного обучения.

Однако, мы понимаем, что это, скорее, идеальная картина, совершенно не типичная для большинства российских организаций. Во-первых, у нас не так много мест, где эйчар может получить хорошее профильное образование, включая общий менеджмент. Во-вторых, случись такое чудо, хорошо образованный эйчар может прийти в организацию и… не найти там сильной управленческой команды. Так что вливаться будет некуда и обучаться дальше – не у кого. Если только опять за пределами организации.

В этой связи я бы взяла за основу более реальную ситуацию: обычный эйчар, например, мой коллега – специалист по обучению, организовывает семинары и тренинги для линейных руководителей своей компании. Провайдеров отбирает по названию программ, имени тренера и цене, а, когда идет учебное мероприятие, сидит под дверью и контролирует время кофе-брейков. Эта картина, конечно, тоже крайность, но я выбираю именно ее, а не «золотую середину», говоря о самостоятельном получении эйчарами знаний по менеджменту.

Начать с того, что эти знания нам необходимы:

  • для понимания организации в целом и системы управления в частности;
  • для диалога с руководителями (даже не имея управленческого образования, что, кстати, случается все реже и реже, руководители владеют интуитивным менеджментом, что также требует управленческой грамотности от эйчара);
  • для построения системы обучения руководителей;
  • для экспертизы учебных программ и выбора правильных провайдеров обучения;
  • для формирования собственного статуса и статуса обучения в компании.

Те, кто согласен, что путь к знаниям лежит через книги, берут классиков менеджмента и читают, например:

  • Питер Друкер. Энциклопедия менеджмента.
  • Джим Коллинз. От хорошего к великому.
  • Ицхак Адизес. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем.
  • Йеспер Кунде. Корпоративная религия (это про корп. культуру).

Те, кто уже умеет обходиться без первоисточников, могут брать дайджесты или читать авторские тексты выборочно. Пример такой шпаргалки – книга Андрея Кузьмичева «Лучшие книги для бизнеса». Или можно найти книгу Элизабет Эдерсхейм «Лучшие идеи Питера Друкера» и получить практически полный обзор работ основоположника современного менеджмента.

Я ничего не имею против дайджестов: в век информационного взрыва они помогают объять необъятное. Просто ими надо правильно пользоваться: прочитав дайджест, либо проигнорировать анонсируемую книгу, либо ее прочитать. Но использовать информацию на основе дайджеста – некорректно. Может получиться, как у моих зарубежных наставников, которые «сами Карузо не слышали», поэтому попутали Марка Твена с О.Генри.

Рискну утверждать, что чтение бизнес-литературы – вещь заразительная. Во-первых, авторами хрестоматийных книг по менеджменту являются потрясающе интересные люди, их просто интересно читать. Во-вторых, эти люди не тянут одеяло на себя и не говорят, что они «гур гурее» (выражение одного нашего уважаемого коллеги), а ссылаются на других, не менее интересных людей. Вы начали читать, и уже трудно остановиться – Вы попадаете в сериал…Находясь в деловой среде, Вы через какое-то время начинаете чувствовать себя неловко, если не прочитали «Черного лебедя» Нассима Талеба, «Гениев и аутсайдеров» Малколма Гладуэлла или, например, «Мужество творить» Ролло Мэйя. А какие замечательные названия бывают у книг по менеджменту! «Стратегия и толстый курильщик», «Наш айсберг тает», «К черту все! Берись и делай!», «Никогда не ешьте в одиночку» и пр. Мое рискованное предположение об увлекательности жанра бизнес-книги подтверждается, в том числе, и такими фактами: с моих книжных полок в офисе всегда пропадали хорошие книги, в том числе – два «адизеса» с автографами автора. Ну, о чем это может говорить, кроме тяги к деловой литературе?

Что делать эйчару, получившему азы (книжных) знаний по менеджменту? Конечно, примерять их на свою организацию, разбираться, как теория выглядит на практике. И уж конечно, не обучать книжным знаниям руководителей в своей компании. Корпоративный эйчар без опыта управления, проводящий «тренинги» по циклу менеджмента и объясняющий руководителям постановку задач по SMART, – это одиозное явление, которого не должно быть в нашей практике. Руководители должны учиться у руководителей или опытных консультантов, имеющих собственный управленческий опыт. А вот найти таких «учителей» - задача эйчара, имеющего базовые знания по менеджменту.

Понятно, что у эйчара-руководителя область применения управленческих знаний гораздо шире и возможностей их получения – больше. Собственно, с этого я начала сюжет про менеджмент: руководители учатся друг у друга, в совместной деятельности, в кроссфункциональных проектах, в системе корпоративного обучения. И продолжают учиться сами. Круговорот знаний переходит в спираль, и далее по кругу вверх… в бесконечность…

И прочие знания…

На вершине нашей пирамиды знаний, как правило, всегда царит оживление. Здесь происходит набор и добор функциональных знаний, необходимость в которых возникает постоянно в процессе работы и построения карьеры. Кому-то нужны финансы для «нефинансистов», кто-то вместе с руководителями финблока идет изучать МСФО; кому-то потребовались углубленные знания IT или web-дизайна.

Моя британская приятельница, более 15 лет проработавшая международным консультантом по внутренним коммуникациям (проектный эйчар), в прошлом году прервала свою успешную карьеру и пошла учиться на факультет антропологии Лондонской школы экономики и политических наук. На мой вопрос, зачем и почему антропология (наука о человеке, человековедение), Люси ответила, что хочет понять, почему она 15 лет говорит руководителям о необходимости диалога с сотрудниками, а они не меняются. Делегируют эту функцию эйчарам и приглашенным консультантам («сделайте нам эффективные коммуникации»), а сами в диалоге не участвуют, как и 15 лет назад. «Я хочу залезть людям в головы и, возможно, найти более убедительные аргументы», - сказала Люси.

На вершине моей собственной пирамиды, казалось бы, неожиданно, оказался ландшафтный дизайн. Когда, более 20 лет назад, я пошла на курсы при Московском союзе архитекторов, чтобы правильно распланировать только что приобретенный участок под дачу, я не думала, что этот эпизод станет частью моей профессиональной деятельности. Термин «ландшафтный дизайн» еще не был столь распространенным, как в последнее время, и курсы, если не ошибаюсь, назывались «Благоустройство парковых территорий и садовых участков». Участок я, в результате, благоустроила, и сейчас, спустя 20 лет, на него по-прежнему одобрительно поглядывают проходящие мимо люди.

Но главное произошло позже, когда я, уже работая корпоративным эйчаром, неожиданно для себя стала замечать, что нахожу подсказки для своей работы в тех самых «технологиях благоустройства», которые я изучала под руководством архитекторов. Поделилась с коллегами, они меня поддержали, и термин «подизайнить» вошел у нас в профессиональный обиход.

Промышленный и ландшафтный дизайн сегодня – это инновационность и ярко выраженная гуманитарная идеология:

  • в центре любой концепции – человек; создание среды для реализации его потенциала и потребностей;
  • экологичность решений, учет интересов всех стейкхолдеров;
  • простота и многофункциональность: одно решение - несколько задач…

Великий дизайнер-инноватор XX века Корбюзье говорил: «Архитектор работает не с камнем или металлом, а с пространством. Создавая внутри него объекты, он раскрывает пространство, его перспективу, возможности и функции». Мы увидели в этих словах прямую параллель с работой эйчара, которые тоже работают с пространством – корпоративной средой. Ее можно замусорить суетливыми и непродуманными решениями, а можно раскрыть – через перспективу, возможности и функции. По-моему, это очень продуктивная идея – раскрыть пространство.

Когда Бизнес-школа SRC предложила мне сделать авторскую школу, у меня сразу родилось ее название – «Студия HR-дизайна». Это название «вызрело» из реальной практической деятельности – синтеза эйчаровских и дизайнерских технологий.

Мой шотландский знакомый Майк Борн был совершенно прав – знания из других областей, ассоциативные знания расширяют и дополняют наши профессиональные возможности. По этому поводу я прошла в этом году он-лайн курс ландшафтного дизайна – освежить знания. Пирамида – это бесконечность…

Вместо заключения

Наша пирамида знаний из величественного сооружения может легко превратиться в невзрачную кучку камушков, если не приводить ее в порядок (как у Кови – «затачивайте пилу!»).

Знания, как деньги, должны работать, мы это знаем. Ими надо пользоваться, делать постоянную ревизию – вынимать из уголков забытое и привлекать ассоциативные знания. И, конечно, постоянно обновлять.

И тогда каждый из нас будет уверенно претендовать на самые амбициозные позиции, не давая работодателю повода усомниться в основательности наших знаний, полученных из самого надежного источника – самообразования, капитализированного опытным путем.





Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону (495) 748-03-13 или по электронной почте avtor@src-master.ru.