Вверх




Новости:

В помощь - ближайшие открытые программы в SRC.

27.02.2024

Присоединяйтесь к бесплатному вебинару практика в лидогенерации и комплексном интернет-маркетинге.

09.02.2024

Автор делового бестселлера снова в Москве в Бизнес-школе SRC.

11.01.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Пирамида знаний. Маркетинг: не вторженцы, а благодарные пользователи (часть 3)


Любовь Гвоздилина

<< ЧИТАТЬ ПРЕДЫДУЩУЮ ЧАСТЬ

Маркетинг в системе HR-знаний занимает особое место, как, собственно, в любой предметной области помимо самого маркетинга. Профессиональные маркетологи постоянно борются с вторженцами из других сфер за чистоту рядов и клеймят «дилетантов», которых, несмотря на остракизм со стороны профессионалов, становится все больше и больше. Раньше считалось, что лечить и учить может каждый, а теперь в категорию «народных знаний» попадает и маркетинг – мы все «в рынке»!

Эйчары в данном случае – тоже не исключение. Наши организации являются для нас внутренним рынком, на котором мы осуществляем сегментацию внутренних клиентов и позиционируем / продвигаем HR-функцию как комплексный продукт или продуктовую линейку. С некоторых пор мы стали уверенно говорить о продвижении HR-бренда. Думаю, эйчары могут себе позволить не знать все 100 определений маркетинга, которые знают профессионалы2. Но без стратегии HR-коммуникаций мы не решим сегодня ни одной задачи.

Пути к маркетинговым знаниям могут быть разными, во многом повторяя сказанное выше про HR-специализацию. Среди моих знакомых эйчаров есть, как минимум, три человека, которые сознательно получали второе высшее образование и МВА именно по этому направлению.

Для меня маркетинг, как, собственно, и менеджмент является продуктом самообразования. Я училась у корпоративных маркетологов в совместных проектах, на семинарах авторитетных экспертов и по специальной литературе (опять вспоминаю шотландского консультанта – интуитивно шла по его алгоритмам).

Моим первым «уроком» маркетинга была проектная сессия, которую проводила для региональных PR-специалистов новый руководитель управления маркетинга страховой компании, где я тогда работала. Это было начало 2000-х годов. Яркая молодая женщина, получившая образование и опыт работы за рубежом, с прекрасными мозгами и здравыми амбициями, объясняла региональным коллегам, что такое план маркетинговых коммуникаций. К концу двухдневной сессии, когда проект плана был сформирован, мне уже было понятно, что эти знания мне нужны для работы. Наш главный маркетолог сначала удивлялась моим вопросам (с тех пор я точно знаю, что маркетологи не любят вторженцев), а потом порекомендовала читать Котлера, иронично добавив, что краткой версии мирового бестселлера («Маркетинг менеджмент») мне будет вполне достаточно. Я не стала возражать или доказывать обратное, со временем добавила еще несколько книг, и у меня получился небольшой список:

  • Филипп Котлер. Основы маркетинга. Краткий курс.
  • Эл Райс, Джек Траут. Позиционирование. Битва за узнаваемость.
  • Эл Райс, Джек Траут. Позиционирование. Битва за умы.
  • Томас Гэд. 4Д брендинг (через год я уже организовывала семинар с участием Гэда для наших руководителей).
  • Нил Рекхэм. СПИН-продажи (эту книгу мы все читали раньше, но, прочитав Котлера, я уже сознательно включила ее в список «маркетинг»).
  • Игорь Манн. Маркетинг на 100%. Как стать хорошим менеджером по маркетингу.
  • Игорь Липсиц. Лекции для студентов ВШЭ.
  • Григорий Трусов. Сами придут, сами купят.

По крайней мере, на следующей проектной сессии по разработке плана BTL-акции (в целях продвижения нового продукта по страхованию коттеджей) мне уже не надо было записывать за маркетологом объяснение новых терминов.

Сейчас из своего списка я бы оставила только Котлера, согласившись со многими специалистами, что все остальное – это самореализация других авторов на тему Котлера. Это не значит, что другие авторы не заслуживают внимания, но я бы оставила «авторские разборки» для профессиональных маркетологов. Моя простая мысль – надо получить из первоисточника грамотные представления о предмете (в данном случае - маркетинге) и далее расширять/углублять эти представления применительно к своим задачам.

Для расширения/углубления, конечно, требуются ориентиры (маркетологи не шутят, когда говорят о 100 определениях маркетинга – более «размытой» области знаний с бесконечным количеством «авторских» интерпретаций трудно себе представить). Я, скорее всего, упростила для себя и эту задачу, посетив 16-часовые семинары трех известных российских маркетологов и выбрав одного из них в качестве навигатора. Мой выбор пал на приверженца «классической школы», тогда как два других были «ниспровергателями» классики и продвигали авторский маркетинг. В чем заключается навигация: когда мне нужны новые знания, я смотрю ссылки у выбранного мной ориентира.

Но главными навигаторами остаются люди из бизнеса, в котором ты работаешь. Вся общая подготовка нужна эйчару, чтобы понимать корпоративных маркетологов (или – в их отсутствие – тех, кто продвигает бизнес компании, например, коммерческого директора и его команду). Выстраивая HR-маркетинг, мы, в любом случае, должны гармонизировать наши построения с моделями и процессами, которые они строят в бизнесе. В идеале, это должны быть единые модели и процессы.

В завершение темы приведу один пример «проверки знаний» по маркетингу, которую мы с коллегами проходили уже в бытность мою руководителем функции внутренних коммуникаций в другой организации.

Мы разработали план трансляции новой стратегии, который HR-директор представляла на Правлении. Это был классический корпоративный каскад с учетом оргспецифики и имевшихся у нас к тому времени ресурсов и каналов коммуникаций («говорящие головы», менеджмент-митинги, встречи с персоналом, учебные мероприятия, фасилитации, клубные мероприятия, корпоративные собкоры и собственно корпоративные СМИ; бизнес-симуляция на слете клуба корпоративного университета, моделирующая стратегию; МИФы – малые информационные формы, включая мониторы в лифтах, и пр.). Наша коммуникационная кампания была призвана «насквозь пропитать» организацию стратегией и сделать ее реализацию образом жизни нескольких десятков тысяч человек в течение пяти лет. Я долго хранила в телефоне смску, которую прислала мне HR-директор с Правления: «NN (начальник управления рекламы и маркетинга) передает респект». Наш план приняли, и в этой истории проверку на прочность прошла вся система внутренних коммуникаций компании, весь HR-маркетинг. В очередной раз я была благодарна своим учителям и навигаторам…

В следующем части мы поговорим о еще одном весомом блоке нашей образовательной пирамиды - менеджменте.

  1. К известным специалистам 100 определениям маркетинга я бы добавила еще одно: это язык, на котором HR-функция говорит со средой. Сегментируя внутреннюю (компания) и внешнюю (рынок) среду, мы формулируем для каждой целевой группы (топы, линейные руководители, опытные сотрудники, новички, партнеры-провайдеры и пр.) свое маркетинговое сообщение и говорим с каждой группой на понятном ей языке. Это многоязычие – условие нашей успешности, и в нашей среде популярно утверждение: «каждый эйчар должен быть полиглотом».

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ>>



Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning