Вверх




Новости:

Бесплатный вебинар для менеджеров по продажам и руководителей коммерческих подразделений состоится совсем скоро.

10.04.2024

В помощь - ближайшие открытые программы в SRC.

27.02.2024

Присоединяйтесь к бесплатному вебинару практика в лидогенерации и комплексном интернет-маркетинге.

09.02.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Эффективные тренинги | как повысить эффективность тренинга


Вера Кобзева

В современных бизнес-организациях тренинг как метод обучения взрослых получает все более широкое распространение. Сегодня уже никого не удивишь тем, что сотрудники многих компаний постоянно учатся. Действительно, способность учиться быстрее других, в наши дни является важнейшим конкурентным преимуществом. По данным ЮНЕСКО в 21 веке любая сумма знаний устаревает за 5 лет. То, что персонал знал вчера, уже безнадежно устарело и нужно наращивать потенциал человеческих ресурсов через обучение снова и снова, не останавливаясь ни на минуту. Именно поэтому многие современные бизнес-организации работают над созданием внутрифирменной системы обучения и развития персонала.

Как известно, взрослые учащиеся, эффективнее всего учатся на бизнес-тренингах, а не на лекциях и семинарах. Тренинги порождают разнообразные тренинговые эффекты.

Тренинговый эффект - феномен в поведении человека и жизни организации, возникающий в ходе, до или после тренинга, связанный с его проведением. (Баранова Г.В., Кобзева В.В.)

Перечислю некоторые тренинговые эффекты для личности и для организации.

  • Тренировка новых моделей поведения.
  • Мотивация делать иначе, лучше.
  • Аккумулирование опыта.
  • Отреагирование негатива.
  • Диагностика проблем организации.
  • Сплочение группы.
  • Улучшение микроклимата.
  • Узнавание участниками друг друга.
  • Повышение лояльности организации.
  • Повышение самооценки.
  • Снижение самооценки.
  • Мотивация учиться.
  • Желание развиваться и расти.
  • Желание уволиться.
  • Желание получить обратную связь от тренера о себе и группе в целом.
  • Повышение тревожности.
  • Понижение тревожности.
  • Обесценивание новых знаний, умений, навыков;
  • Критика личности тренера, тренингового процесса, организации, в которой работают участники;
  • изменение отношения, например, к клиентам или самому процессу профессиональной деятельности.
  • Принятие на себя, или напротив, перекладывание на других ответственности за результат тренинга и личную профессиональную успешность в целом.

Тренинг чем-то похож на посадку растений. Тренер сажает ростки нового в подготовленную (или неподготовленную) почву. Почвой в данном случае выступает сама организация, ее организационная культура, ресурсы и мотивация каждого участника тренинга. Тренер, используя разнообразный методический инструментарий, привносит в тренинговую группу новые знания, помогает сформировать участникам тренинговой программы новые навыки.

Любой дачник, садовод, тем более агроном знает, что недостаточно просто посадить семя в землю и забыть о нем. Как говорится, быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы семя вовремя взошло, здоровое растение правильно развивалось и радовало глаз, а затем принесло богатый урожай необходимо много и тщательно трудиться после самого процесса посадки. Например, нужно поливать, рыхлить, удобрять, собирать насекомых-вредителей, опылять, опрыскивать, мыть листочки, обрезать, удобрять, укрывать в холода, разговаривать с растением и совершать другие разнообразные действия, чтобы получить результат в виде урожая. Так и с тренингом. Кроме самого тренинга, важно продумать, как за ним ухаживать, то есть, что будет после самой процедуры обучения, что предложить в организации в качестве посттренинга?
Мне как бизнес-тренеру иногда приходится слышать сетования некомпетентных руководителей по поводу того, что, мол, деньги в тренинг вложили, а результата не видно.

Вот что говорят недальновидные руководители:

    "Сотрудники обучаются на тренингах - а продажи не растут, изменений не происходит. Где результат?"

    "Я инвестировал деньги в проведение тренинга. Как они ко мне вернутся?"

    "Эмоциональный всплеск после тренинга я вижу. Что дальше?"

Что здесь можно сказать? Руководителям, рассуждающим в таком духе, можно порекомендовать наращивать свою управленческую компетентность в сфере человеческих ресурсов.

Напомню, параметры процедуры обучения сотрудников:
необходимость, непрерывность, насыщенность.

Признаками некорректно организованной процедуры обучения сотрудников принято считать:
Факультативность, спонтанность, отсутствие фокусировки на реальной проблеме, рассматривается как вознаграждение, рассматривается как отдых.

Полезно помнить также о формуле результативности сотрудника.


ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Результативность работы сотрудников
Знания + навыки
(способность)


Организационные барьеры
(Возможность)
Х Отношение к работе
(Мотивация, настрой)

Формула результативности показывает, что дело не только в том, что знают и умеют сотрудники компании, каковы их способности выполнять поставленные перед ними задачи. Вопрос в том, насколько ситуация внутри организации поддерживает изменения, произошедшие с персоналом на тренинге, какие возможности предоставляет организационная культура, стиль руководства, технологии работы в целом для проявления новых знаний, умений, навыков. В моем опыте периодически встречаются случаи, когда в бизнес-тренинге сотрудники компании активны, внимательны, мотивированы, эффективно усваивают новые модели поведения, а в практике своей повседневной работы не применяют новые знания, умения, навыки. Когда начинаешь изучать ситуацию, то оказывается, что те новые модели поведения, которые участники оттренировали в ходе тренинга, не востребованы организацией в данный момент, например, из-за устаревших технологических процессов или отстающей маркетинговой политики компании.

Особо стоит подумать руководителям об отношении сотрудников к работе, что мотивирует людей в организации, каков настрой на полную самореализацию и отдачу на рабочем месте. Часто бывает, что персонал в процессе тренинговой программы вовлечен, работоспособен, а на рабочем месте трудится буквально "спустя рукава" из-за неэффективного стиля руководства, который отбивает охоту быть творческим и действовать иначе, чем принято.

При серьезном размышлении становится очевидным, что дело не только в проведении тренинга. (Разумеется, что в данной статье речь идет о профессионально проведенном, эффективном, успешном бизнес-тренинге). Понятно, что позитивные тренинговые эффекты нужно поддерживать и закреплять. Для этого и существуют посттренинговые процедуры.

Работа по закреплению и развитию навыков персонала, приобретенных на тренинге, начинается с тренингового анализа. Целесообразно провести анонимное анкетирование участников с целью выявить реакции на тренинговый процесс и работу тренера, определить зоны дальнейшего развития, выявить какие еще темы интересуют участников и были бы полезны в повседневной профессиональной деятельности.

После тренингового анализа имеет смысл глубоко изучить отчет, составленный тренером после тренинга. Профессиональный бизнес-тренер, соблюдая принцип конфиденциальности, указывает в отчете рекомендации, которые могут пригодиться при формировании будущих тренинговых программ. Заказчикам тренинга внутри компании важно также лично побеседовать с тренером после тренинга для того, чтобы получить обратную связь и узнать мнение специалиста о том, как проходил тренинговый процесс, и что он может рекомендовать в качестве посттренинга.

Посттренинг - это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности. (Баранова Г.В., Кобзева В.В.)

Посттренинговые процедуры планирует менеджер по обучению и развитию персонала, если такого специалиста в компании нет, то директор по персоналу или первое лицо компании.

Проводить посттрениги может внутренний тренер, проводивший базовый тренинг, приглашенный тренер или другой сотрудник компании.

Начиная тренинговое обучение в компании всегда полезно подумать, что будет происходить после тренинга, какие мероприятия могут быть предложены в качестве посттренингового сопровождения персонала. Разумеется, что мониторинг ситуации с процессом обучения приобретает первостепенное значение.

Закрепить новые знания персонала и развить навыки, приобретенные на тренинге можно с помощью посттренинговых мероприятий. Посттренинговые процедуры можно условно объединить в две группы: связанные с процедурой обучения и не связанные с процедурой обучения.

  1. Формы посттренинга, связанные с обучением:
    • Тренинг
    • Семинар
    • Мастер-класс
    • Мини-лекции
    • Система минизанятий - напоминаний
    • Инструктирование
    • Наставничество
    • Групповые дискуссии
    • Тестовые задания
    • Практические работы
    • Просмотр и анализ учебных видеофильмов
    • Практические задания
    • Составление Умных Карт
    • Видеообратная связь
    • Ролевые игры
    • Тренировочные упражнения
    • Анализ конкретных случаев
    • Разбор трудных ситуаций
    • Анализ учебных примеров
    • Разбор кейсов
    • Моделирующие игры
    • Задание на чтение текстов

  2. Методы посттренинга, НЕ связанные с обучением:
    • Создание Стандартов
    • Оценка персонала
    • Программа "Неизвестный покупатель"
    • Введение категорий
    • Круглый стол
    • Внутрифирменная конференция
    • Обмен опытом
    • Программы обучения для руководителей тех сотрудников, которые уже прошли обучение
    • Изменение качества управления
    • Коучинг
    • Создание системы мотивации
    • Конкурс "Лучший в профессии"
    • Консультации тренера на рабочем месте

Если отвечать на вопрос, как правильно проводить работу по закреплению и развитию навыков, приобретенных на тренинге, можно сказать, что важно эту работу вообще проводить, а не обольщаться, тем, что "тренинг прошел и всё, давайте, ребята, работайте". Целесообразно руководствоваться русской народной мудростью: "повторенье - мать ученья". Главное, проводить это самое повторение, используя самые разные формы актуализации знаний и задействования умений персонала.

Задуматься о проведении нового тренинга в организации имеет смысл, когда к знаниям, умениям, навыкам, полученным на предшествующем тренинге требуется добавить новые или осмыслить имеющиеся на более глубоком уровне.

Особую значимость в современных бизнес-организациях в целом и в процессе обучения персонала, в частности, приобретает принцип: "Выполняется только то, что измеряется и контролируется". Если в компании проводится обучение, то перед тем как дать старт тренингам и посттренингам, важно ответить на вопрос: "Как в компании будет измеряться эффективность тренинга и соответствие каждого обученного сотрудника новым требованиям, предъявляемым к его профессиональной деятельности".

Ухаживать за тренингом необходимо. Иначе, растение под названием "тренинг" обречено зачахнуть или вообще не появиться на поверхность почвы. Этот уход может быть проведен в самых разных формах, с использованием различных подходов, технологий, принципов и приемов. Важно одно - уделять внимание сопровождению персонала, участвовавшему в тренингах. Периодически напоминать, что главное в работе, какого поведения ждет организация от своих сотрудников и как через более эффективное поведение человек может реализовать себя на своем рабочем месте в ходе своей повседневной профессиональной деятельности.

Статья в журнале "Кадровое дело" №8, 2004.

Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning