Вверх




Новости:

Бесплатный вебинар для менеджеров по продажам и руководителей коммерческих подразделений состоится совсем скоро.

10.04.2024

В помощь - ближайшие открытые программы в SRC.

27.02.2024

Присоединяйтесь к бесплатному вебинару практика в лидогенерации и комплексном интернет-маркетинге.

09.02.2024
Все новости


Правила сайта

Находясь на этом сайте, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с принятой Политикой защиты персональных данных. Если вы не согласны, измените настройки вашего браузера или не используйте сайт.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой защиты персональных данных.


Отличительные особенности российской деловой культуры


Игорь Бакалинский

Деловую культуру любого национального рыночного сообщества, в том числе и российского, можно охарактеризовать по двум основным признакам: традиционному и временному.

Традиционные отличия закладываются в каждую культуру на пути исторического развития и могут включать в себя особенности террито­риальные, этнические, демографические, психологические, религиозные, социальные, этические, моральные, правовые и всякие другие.

В самом деле, легко отличить широту души русского человека, привыкшего к бескрайним просторам и неисчерпаемым ресурсам, от бережливости японца, дрожащего над каждым деревцем и мечтающего о кусочке земли. К примеру, традиции российских бизнесменов, воспринимающих баню как альтернативу ресторану, место, где можно плотно по­ужинать и крепко выпить, распределяя при этом значительные финансовые средства по многочисленным предприятиям, приводят сатириков к широким возможностям для творчества, а иностранных коллег в ужас. Наша привычка не обращать внимание на мелочи, списывая все непонятные вопросы на «авось», заставляет немцев, например, задуматься о том, зачем в России покупают столько дорогих машин, которые скачут по ямам и бьются на ухабах дорог, никем практически не ремонтируемых.

И все-таки, на мой взгляд, на сегодняшний день эти отличия не являются определяющими. Основная разница заложена во временной фактор.

Каждое общество, каждая деловая культура, каждый деловой человек проходит (или может пройти) несколько основных этапов своего развития.

Хочу привести несколько отвлеченный пример.

Элита высокоученой интеллигенции - профессура и академики. Стандартный путь к вершине, как правило, начинается с преподавания в вузе. Для того чтобы его пройти, необходимо преодолеть три основных барьера, разделяющих четыре основные стадии, которые я условно обозначил как догматик, исследователь, последователь и творец.

Итак, молодой преподаватель приходит на кафедру и начинает чи­тать лекции, проводить семинары, учить и воспитывать, отягощенный, как правило, лишь догмами теорий, полученными им в результате соб­ственного обучения.

Убежденный в абсолютной правильности прочитанных и изученных научных трудов догматик не подвергает их сомнению и старательно передает «незыблемые законы» подрастающей смене.

Проходит время, и приходят сомнения. Понимая, что все не так просто, преподаватель начинает исследовать, изучать действительность, создавать новые теории, адаптировать их под меняющуюся обстановку, экспериментировать, ошибаться, последовательно приближаясь при этом к собственной концепции видения ситуации, в которой для решения проблем можно предложить собственные способы и методы.

В итоге создается новая теория, и молодой доктор наук последовательно проводит в жизнь уже результаты собственных трудов, пожиная при этом заслуженные плоды методически обоснованного, технологически построенного процесса.

Правда, технологичность, как известно, несовместима с инициативой, свежими идеями, нестандартными решениями, она скучна и неинтересна. А жизнь все также не стоит на месте. И тогда профессор, будущий академик, начинает творить. Он производит перевороты в науке, потрясает основы мироздания и добивается ошеломительных результатов. Творец может прочитать одну лекцию в год, но она будет иметь огромную ценность. В момент концентрации умственной энергии, опыта, знаний прямо на глазах у слушателей будут рождаться идеи, сулящие успех и громадную прибыль при их внедрении.

Изложенную выше модель легко можно спроецировать на бизнес, на деловую культуру. Есть экономические сообщества, живущие догмами. Есть сомневающиеся в правильности такого существования, ищущие при этом новые пути развития. Достаточно много сообществ высокотехнологичных, прибыльных, но скучных. И совсем мало в экономических системах творцов, большинство из них на виду (и в списках самых богатых людей).

На мой взгляд, российская деловая культура в настоящий момент находится на второй стадии развития. Мы исследуем жизнь, рынок, экономические законы, экспериментируем, ошибаемся, учимся находить свой путь вхождения в цивилизованный рынок. В это же время более развитые, в экономическом отношении, страны живут, как минимум, в технологичных обществах третьей ступени.

Поэтому мы не плохие и не хорошие, мы просто разные, нас нельзя сравнивать по одинаковым параметрам. И основные наши отличия заложены именно здесь. Нам пока все интересно, мы свободны от лишних условностей предрассудков. Мы играем в бизнес, не особо огорчаясь, если что-то не получается. Нас подталкивает азарт, а не расчетливость. Недостаток знаний мы восполняем энтузиазмом, качество - количеством, делая при этом головокружительные скачки не вверх, а из стороны в сторону. Мы с удивлением открываем для себя законы рыночной экономики, по которым уже давно существует мировая рыночная система. Мы воспринимаем жизнь, как игру в КВН, где за 30 секунд нужно найти ответ, правильный не с точки эффективности конечного результа­та, а несущий в себе сиюминутную выгоду от аплодисментов окружающих. Мы, как дети, стараемся познакомиться со всеми, но становимся агрессивны по отношению к тем, кто не хочет по каким - либо причинам с нами играть.

А наши деловые партнеры наблюдают за нами со снисходительностью старших товарищей, ожидающих, когда мы подрастем, чтобы можно было с нами говорить на одном языке, но ревниво контролирующих, как бы мы не стали лучше них.

За первой волной свободного бизнеса в России уже видна вторая - представители новой деловой культуры.

Растут специалисты практичные, расчетливые, холодно нацеленные не на творческий процесс изменения окружающего мира, а на прагматичный результат, выраженный в сухом шелесте денежных купюр. С ними легче найти общий язык иностранным бизнесменам.

Пройдет время, и в этих технологически выдержанных деловых людях проснется изобретательная натура «загадочной» русской души, и начнут они творить, выводя «русский бизнес» из кавычек в образец построения деловой модели эффективной экономики.

Сборник. Экономическая культура в условиях развития рыночной экономики: отечественная практика и опыт международного сотрудничества. 2001 г.



Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.


 Семинары автора с открытой датой:




Обучение антикризисному управлению
Курсы ВЭД
Курсы для генеральных директоров
Курсы для директора по персоналу
Обучение для торговых представителей
Курсы по интернет маркетингу
Обучение по профстандартам
Курсы управления ассортиментом в рознице
Тренинг управленческих навыков

Тренинг по коммуникации
Курсы мерчендайзера
Управление мотивацией персонала
Коучинг тренинг
Система обучения персонала
Оценка персонала
Курсы по подбору персонала
Тренинг по ораторскому искусству

Тренинги - системное мышление
Тренинги продаж b2b
Тренинг продаж по телефону
Обучение торгового персонала
Тренинг для тренеров
Тренинг по переговорам
Тренинг по активным продажам
Тренинг по командообразованию

Тренинг отдела продаж
Курсы коммерческого директора
Курсы по управленческому учету
Курсы для финансовых директоров
Курсы по финансовому анализу
Тренинг - финансы для нефинансистов
Тренинг по лидерству
Курсы E-learning